уровень воды

Dec 23, 2022 00:10

СЯУ, что значительный процент относительно образованных людей, как правило университетских студентов, дают неверный ответ на следующий вопрос:



В бутылке A нарисована вода. Бутылка B - та же бутылка, которую наклонили. Нужно нарисовать примерный уровень воды в ней.

Причем я сначала не понял, в чем прикол; я подумал, что неправильный ответ - это нарисовать линию в точности на той же высоте, что в A. Это вообще говоря неверно, зависит от ширины бутылки и количества воды. Если так, как нарисовано, то уровень будет чуть повыше.

Но оказалось, что неправильный ответ состоит не в этом, а в том, что люди рисуют уровень воды параллельно дну, а не земле (ну как если бы это был лед, а не вода, извините, что так подробно объясняю). И так поступают... примерно 30% женщин и 15% мужчин, когда опрашивают студентов-первокурсников (обычно студентов факультета психологии, если вам это важно).

Да, и разница между полами существенна и неоднократно подтверждена. Именно у женщин есть какая-то проблема тут в большей степени, возможно, как-то связано с пространственным воображением или моделированием (попрошу не разводить срач в комментах на тему превосходства одного пола над другим - в разных областях интеллекта и на разных задачах есть определенный перевес то у мужчин, то у женщин, и это хорошо известно и исследуется). Разумеется, все это статистически, в среднем, и даже у женщин это все-таки сильное меньшинство отвечает неверно.

Но 30% женщин? Да собственно и 15% мужчин? Это все-таки довольно изумительно.

Подробно обсуждается в книге Halpern, Sex differences in cognitive abilities (2012), а также в разных статьях, из которых особенно заинтересовали
Measurement of Adult Performance on Piaget's Water Horizontality Task (https://sci-hub.mksa.top/10.1016/0160-2896(84)90014-x) и
Cognitive and Exemplary Modelling of Horizontality Representation on the Piagetian Water-level Task (https://sci-hub.mksa.top/10.1177/016502548901200403).

Кстати, изначально это был эксперимент, описанный Пиаже, в котором он стремился показать, что к 9-10 годам дети нормально на это отвечают, а скажем в 6 лет обычно еще нет. Но в 60-х кто-то вдруг заметил, что взрослые часто какую-то фигню рисуют, и понеслось...

психология, наука

Previous post Next post
Up