мелитополь

Mar 17, 2022 21:36

Расскажу немного о Мелитополе.

Мелитополь - среднего размера город на юге Украины, близ Азовского моря. На восток от него - Мариуполь, на запад - Херсон, на юго-запад - 200 километров до Крыма. В Мелитополе 150 тысяч жителей; для сравнения - в Херсоне в два раза больше, в Мариуполе в три раза.

Сразу с началом войны из Крыма поперла мощная группировка российских войск, довольно быстро взяла Мелитополь (около 30 зданий пострадало, около 10 гражданских жертв) и потопала дальше к Мариуполю. Уже 1 марта город был под полным контролем российских войск. Город русскоговорящий, близкий к Донецкой области, хоть и в Запорожской формально. С точки зрения агитаторов "русской весны" и "русского мира", это один из тех городов, где русскоязычное население 8 лет страдало под гнетом "нацистов", запрещающих русский язык, издевающихся над ними, и только мечтало о том, как придет Россия и освободит их.

Примерно 1 марта я подумал, что как раз Мелитополь хорошее место, чтобы проверить, так ли это действительно, и пошел искать в Телеграме местные каналы. Подписался на все активные и с большим числом подписчиков и стал читать их и иногда еще местные группы в фейсбуке. Я искренне не знал, что увижу там: вполне допускал, что действительно будет много голосов "наконец-то вы пришли", например.

Что я увидел?

Во-первых, в Мелитополе реально 100% жителей говорят по-русски и именно по-русски. К дружеским сообщениям из других городов по-украински относились с приязнью, отвечали по-русски. Когда какая-то активистка написала по-украински "друзья-патриоты Мелитополя, давайте все перейдем на украинский, чтобы показать этим гнилым оккупантам", ее обозвали провокаторшей, обматерили и забанили.

Во-вторых, подавляющее большинство позиций, что я видел - это "мы Украина, пришли оккупанты". Это было само собой разумеющимся, без какого-то истеричного форсирования. Насколько я могу судить, жители Мелитополя не представляли себя под пятой злобных украинских националистов, и не мечтали жить в путинской России. Может, были какие-то местные недовольства вещами, связанными с языком в школах и такими вещами - не знаю, действительно не знаю, но они не всплыли на поверхность после вторжения. Я честно пытался найти места, где тусуются сторонники "оккупантов", но не нашел. Отдельные голоса пару раз в комментах тут и там были, но не более того.

Опять же, я не утверждаю, что абсолютно все жители Мелитополя активно ненавидят "оккупантов", такого никогда не бывает. В конце концов, всегда есть люди, которые вообще не хотят обо всем этом думать, ну вот категорически н хотят, а хотят сварить картошку. И если случится, например, что Мелитополь надолго останется под российским контролем, то может быть и так, что большинство города к этому привыкнет и будет жить той жизнью, которой смогут, с рублями вместо гривен. Может быть. Но я да утверждаю, что нетерпеливого ожидания "освободителей" в сколько-нибудь заметном масштабе мне не удалось обнаружить. Совсем наоборот.

После вторжения в Мелитополь дела развивались следующим образом. Довольно быстро стало ясно, какая в городе ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА. О ней говорили все жители в 10 раз больше других проблем, на ее решение оставшиеся городские власти бросили главные усилия. Если бы я не читал их каналы, я бы не догадался сам, какая это ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА. Можете сами подумать, прежде чем читать следующий абзац - догадаетесь, или нет? Я не буду делать из этого загадок с подсказками, прямо сейчас расскажу ответ. Кстати, в этом нет какой-то политической подоплеки, просто мне лично было любопытно осознать, что не догадался бы.

Это не нехватка еды. Это не проблемы с лекарствами. Это не проблемы с элетричеством и водой (были в некоторых деревнях, власти починили). Это не плохое отношение российских солдат к населению, первые 10 дней отношение было индифферентным.

Это были мародеры, причем почти исключительно местные мародеры. Из города ушла полиция и все силовые структуры, и активировались мародеры. Они грабили магазины всех видов, продуктовые, аптеки, электротоваров. В ответ жители начали снимать их на телефоны и выкладывать в специально созданные

каналы; ловить, немного бить и привязывать к столбу; организовали отряды патрулирования по ночам, как в районах, так и по главным улицам; назначили главных по самообороне в каждом доме.

Всю эту деятельность координировал мэр города, молодой мужик с чисто украинским именем Иван Федоров (это был сарказм про украинское имя, на случай, если неясно). Два раза в день он выкладывал видеообращение к городу - по-русски, разумеется - снятое на фоне украинского флага. Кроме войны с мародерами, он координировал гуманитарную помощь от местных бизнесов нуждающимся, организовывал коридоры для лекарств, итд. итп. Он не вел за собой митинги против оккупантов (они собирались сами собой почти каждый день, но без него), он не вступал в конфликт с военными, но и не сотрудничал с ними.

После недели такого со-существования военные власти попытались назначить новым мэром какого-то клоуна по имени Владимир Рогов из ДНР. Население это в целом, как я понял, проигнорировало, как и обычный мэр Иван Федоров. Он продолжал решать проблемы жителей.

После этого 11 марта Федорова похитили, то есть, говоря пророссийским языком, "арестовали". Просто днем зашли с автоматами, надели мешок на голову, вывели и увезли неизвестно куда. На следующий день появилась информация, что прокуратура ЛНР предъявила ему обвинение в том, что в прошлые годы он поддерживал АТО (т.е. украинские войска на Донбассе) каким-то сбором средств или что-то типа того.

Вместо него военные власти объявили о новом мэре, вторая российская попытка; им стала местная депутат облсовета Галина Данильченко.

В Мелитополь начали завозить много гуманитарной помощи из России и многие жители ее берут; другие отказываются. По-прежнему есть митинги против оккупантов, но заехавшая в город Росгвардия (и еще, кажется, ДНРовцев завезли в качестве полиции) стала относиться к ним по-иному, чем в первые дни "освобождения". Еще до похищения Федорова одному демонстранту солдат прострелил ногу. В последние дни демонстрации разгоняют, людей хватают случайным образом, сажают в машины, забирают у них деньги и телефоны, отвозят далеко за город в поле и оставляют там. Пока что не сажают, то есть, но неприятно, думаю. Постепенно, если Мелитополь не освободят украинцы, будет все ближе и ближе к российской действительности, полагаю.

Мне очень понравилось, что разу после похищения Федорова Зеленский начал об этом говорить каждый день, просить мировых лидеров помочь освободить его итд. Честно говоря, я думал, что это никак не поможет, и Федоров сгинет где-то на подвале в Луганске, как многие до него (понятно, что о легитимном суде в ДНР/ЛНР говорить не приходится). Но вчера случилось неожиданное и оказалось, что Федорова обменяли на девятерых российских пленных солдат-срочников (тех, про которых Путин зуб давал, что их нет). После его возвращения Зеленский записал и выложил телефонный разговор с ним на запрещенном в нацистской Украине русском языке. А потом уже встретил его лично, поздравил и наградил. В Мелитополь Федоров сейчас вернуться, понятно, не может, но надеется, что вскоре. Пожелаем ему удачи.

Вот такие дела в Мелитополе.

россия, украина, война

Previous post Next post
Up