Jan 15, 2017 21:51
(личное мнение, естественно) Вчера вспоминал старые серии и смотрел отдельные сцены - и знаете, мне кажется, что BBCшный "Шерлок" закончился на втором сезоне. К сериям первых двух сезонов тоже можно по многим пунктам придраться при желании, но в них плюсы сильно перевешивают минусы. Не просто замечательная игра актеров, но также стройные и сложные персонажи, не просто неожиданные повороты сюжета, но поистине замечательные драматические ситуации. И хотя довольно пошлые клиффхэнгер конца первого сезона и его разрешение в начале второго несколько портили картину (слово предвещая воистину идиотское разрешение клиффхэнгера 3-го в начале 4-го), в целом это было очень хорошо, это хотелось смотреть и хотелось еще.
Я даже знаю, где был зенит этого "Шерлока" - сцена в конце первой серии второго сезона: беседа Холмса с Ирен Адлер в присутствии Майкрофта. Она кинематографически безупречна, начиная с первого "No" Холмса, при котором камера нам его не показывает. Она выдает самую сильную реплику шепотом ("Потому что я измерил ваш пульс"). Она настаивает на принципах Холмса - отрицании любви - наиболее чуждых стандартному ТВ-набору, и наперекор клише доводит их до жесткого абсолюта. Она дает разгадку - код телефона - полностью соответствующую детективным канонам и эмоциональному настрою сцены.
(Можно сравнить эту сцену с надиром нового "Шерлока", начиная с 3 сезона, тоже "любовной сценой", зубодробительной в своей фальшивости - когда Мэри, увидев летящую пулю, бросается заслонить своим телом Холмса, а потом умирает на руках у Ватсона, высказав ему все, что полагается.)
В общем, до конца второго сезона это был "Шерлок". А потом началось непонятно что. Актеры не виноваты, дело, как водится, в сценаристах. Первым звонком был трусливый слив объяснения того, как Шерлок не умер в конце 2-го сезона (сама загадка была великолепной и закономерно породила гору фанатских объяснений; всего-то надо было - выбрать одно из наиболее интересных и красиво показать. Но нет, надо было устроить балаган с противоречивыми версиями. Кому от этого лучше? Кто сказал "я рад, что нет канонического объяснения того, как Шерлок сфабриковал свою смерть"?) А дальше сериал по стандартному сценарию разложения сериалов, стал пожирать себя с хвоста - зацикливание на Ватсоне и Мэри. Вместо того, чтобы раскрывать преступления, Холмс последние два сезона решает семейные проблемы Ватсона.
Причем я не преувеличу, мне кажется, если замечу, что разложение идет строго по нарастающей - каждая следующая серия хуже предыдущей. Я был разочарован третьим сезоном, но первая серия четвертого показала, что то еще была только присказка - в середине серии оказалось ВНЕЗАПНО, что это опять все про Мэри, включая ее глупую и слащавую смерть в финале. Вторая серия побила этот рекорд, уж не буду подробно описывать, как - может, не все еще видели. Я пишу эти слова, не видев еще третью, но рассчитываю, что она опять постучится в дно некогда прекрасного сериала.
тв