спортивное программирование

Jun 09, 2016 20:04

«В Facebook и Google мы не пойдем»: Почему одни из лучших программистов мира живут и работают в Екатеринбурге

Любопытное интервью с призерами чемпионата мира по программированию из Уральского федерального университета.

Мне вот всегда было интересно понять, почему в России (точнее, вообще на постсоветском пространстве) так популярны соревнования по программированию (наверное, термин, используемый в этой статье, подходит лучше: "спортивное программирование"), притом что на загнивающем Западе я о них долгое время и не знал даже, а когда знал, почему-то совершенно не тянуло. Это как какой-то отдельный мир совершенно. Я много лет активно участвовал в разных программистких сетевых сообществах, например, тусовался на рассылках различных опенсорс-проектов, встречался в реальной жизни с людьми иногда, но никогда при этом не заходила речь о TopCoder'е, скажем. О том, что TopCoder существует, я узнал из русского ЖЖ, по-моему (а узнав о нем, немедленно и срочно не пошел туда, не создал аккаунт и не стал участвовать). Это как-то очень забавно и интересно понять, почему.

Частично эту популярность объясняют некоторые реплики этого интервью, по-моему:

"А почему именно в этот раз УрФУ показал лучший результат? Звезды сошлись?"

Михаил Рубинчик: Команда у нас звездная. Олег, Леша и все остальные очень сильные ребята. Олег сейчас на шестом курсе, начал заниматься на втором, но уже к третьему у него был приличный уровень.[...]

"Тебе что ближе? Стартап? Или большая компания?"

Олег Меркурьев: Я вообще нигде не работал. И в ближайшие полгода работать нигде не собираюсь. Пойду в аспирантуру, наукой надо немного позаниматься, а то я вообще все свое время тратил на спортивное программирование.

Т.е. это действительно воспринимается как спорт, в первую очередь. Включая какие-то дикие ограничения, характерные как раз для спортивных соревнований:

"Давайте поговорим немного про сам чемпионат. Три человека в команде. Один компьютер. Почему один? Почему не три?"

Михаил Рубинчик: Жюри когда-то так решило. Это было тридцать лет назад.

Олег Меркурьев: Тогда, возможно, были еще дополнительные причины, которых сейчас нет. И тогда даже по компьютеру на команду - это было много, а на человека уж совсем.

[...]На ЧМ можно пользоваться принтером. Первый человек сел, написал какое-то решение, оно не заработало. Ему нужно найти ошибку. Читать с компьютера - это дорого, у нас же ресурс один. Поэтому распечатывают на принтере и читают на листочке.

Ну вот я не понимаю, как это может быть настолько привлекательным. Программирование - это созидательная деятельность. Не было программы, и вот она есть. Ты не мог что-то сделать с помощью компьютера, и вот ты можешь. Какая разница, это заняло 20 минут или 40? Это просто какой-то неинтересный аспект.

Нет, я могу себе представить ограничения, которые привносят спортивный азарт - но на уровне нескольких дней и действительно сложных, интересных задач. Типа соревнования Ludum Dare - написать игру за два дня. Или The ICFP Programming Contest, там дают три дня, и условия обычно крышесносные. Сравните это с заданиями ЧМ по спортивному программированию. Если соревноваться на минуты и секунды (еще и с одним компьютером на троих), то задания выходят вот такого рода - хитрое применение нескольких стандартных алгоритмов с какой-нибудь заковыристой "изюминкой".

В общем, странный это какой-то мир. Не обессудьте, те, кто от него тащится. Но не понимал и не понимаю.

программирование

Previous post Next post
Up