об инсталляторах (компьютерное)

Feb 04, 2013 02:49

Любопытная история приключилась пару недель назад на форуме Hacker News, когда обнаружилось, что Y Combinator, очень престижный стартап-инкубатор (основатель которого Пол Грэм заодно и основатель Hacker News тоже), профинансировал компанию InstallMonetizer, занимающуюся созданием инсталляторов, устанавливающих на компьютерах юзеров жертв всякие разные тулбары и прочую муть.

На Hacker News поднялась волна возмущения. Многие считают, что когда инсталлятор Джавы предлагает вам по умолчанию установить "Ask toolbar" - это мерзость, и их поразило, что уважаемые ими люди (Y Combinator) вложились в эту мерзость. При этом одновременно с этой волной был также противоположный сентимент: а вам-то какое дело? В конце концов, инсталляторы с тулбарами - вполне законная вещь, не нравится вам - ну мало ли кому какие стартапы не нравятся, это бизнес, а не институт благородных девиц.

Неделю спустя Пол Грэм опубликовал результаты внутренней проверки того, чем же собственно занимается InstallMonetizer. Это выглядело как попытка представить эту компанию редким благоухающим цветком на поле экскрементов. Типа, часто компании в этой индустрии даже не спрашивают юзера, установить тулбар или нет, а у IM всегда есть чекбокс "Decline". Типа, да, они посылают данные о вас центральному серверу IM, но с невинными целями. Итд.

При этом объяснения Грэма не то чтобы успокоили публику, и в новой дискуссии было не меньше гневных комментариев, чем в предыдущей. И интересно понять, почему именно. Ведь в чем уж такая беда, что вам при установке какого-то продукта предлагают заодно Ask toolbar? Просто отметить, что не хочу, и все, в чем проблема?

Проблема в том, что люди, занимающиеся компьютерами профессионально, уже привыкли видеть у своих знакомых и родственников "чайников" вот такое примерно непотребство. И эта картинка, кстати, показывает хоть и довольно запущенный случай, но вполне реальный.

Мы привыкли удалять из "винды" несчастных жертв ведра дерьма, которое замедляет работу компьютера, включает дикие попапы, меняет домашнюю страницу браузера или вообще сам браузер, добавляет помойные тулбары, ипроч. ипроч. Мы понимаем, что хотя все эти говноинсталляторы формально говоря спрашивают нашего разрешения установить всю эту муть, в реальности неподкованные в компьютерах юзеры не понимают этого и не получают реального выбора. Мне кажется, что нас особенно возмущает эта, прости господи, "индустрия" инсталляторов потому, что - извините меня, дорогие гуманитарии - юзеров-"чайников" мы воспринимаем как малых беззащитных детей, не понимающих, что им втюхивают, и даже не осознающих часто сам факт того, что втюхивают. Вот почему инстинктивная реакция на InstallMonetizer и другие подобные компании - "вот гады". Потому что я-то смогу не поставить на свой компьютер дерьмо или вычистить его в случае чего, а все эти дети малые, неразумные - они не смогут и не поймут, и эти гады в них целят, в детишек-то. Оставьте детишек в покое, гады!

Вот два интересных комментария из дискуссий в HN на эту тему, развивающих примерно тот же аргумент:
1. Experienced computer users interact with a computer in a completely different way from inexperienced ones; at some point, experienced users develop the ability to do some kind of fast cognitive relevance filter on the screen, so they know which UI elements they can interact with, which ones might be important, which ones aren't, and so on.

Less experienced users can't do that -- they have to read every single word on the screen and make a decision about it. They mitigate this by memorizing specific actions. i.e., "to send an email, first I click in this area, then I click on the blue thing, then I click in that area..." (which is why constantly changing UI is such a problem for them, btw).

So what do they do with installers like this one? They just click "Next" with all the defaults on. The text on a screen like this is no different to them than the text of the EULA that none of us read.

2. > It's slightly annoying that Oracle/Sun bundles the Ask Jeeves toolbar with Java, for instance, but it's not any more annoying than having to pay $6 to cross the bridge.

Yes there is a difference. I teach people to work with computers, some are really clever and do amazing things, and some of them have trouble with relatively basic things such as navigating an "Open file ..." dialog window.


None of these people would have any problems grasping the idea of having the options 1) pay $6 and cross the bridge, or 2) don't pay $6 and find another route.

But neither the 7-year old kid, nor the grandmother will be able to figure out how to uninstall this Ask toolbar.

And maybe one Ask toolbar doesn't mess up your computer, but it is one more thing they did not ask for, and those things do add up to a slow and unusable computer.

That sucks. And here's the reason why it in fact is inherently evil: But even then, they did not ask for it, were never in the position to make an informed choice, and do not know how to revert the choice they did not wilfully make. It is preying on the weak.

I have seen cases like am 8 year old kid, who had just obtained his first PC (looked like it used to be a thin client, must've been real cheap, but not in terms of weeks pocket money!), it was infested with crapware, I swear I turned my back for a few moments and saw another toolbar had appeared. Unfortunately, as you probably know, fixing a computer like that takes a whole afternoon, but that's not the job I'm there for (I can make that kind of time to help out my parents occasionally but that's about it). This kid came from a low-income family, his two parents not exactly the brightest when it comes to computers either, so, what now? Breaks my heart, really. Paying someone to clean a computer is expensive, and they don't always do a good job either (or leave some remote desktop tool in place, etc etc).

How is this not evil?

If you want to make a non-computer analogy, how about being tricked into accepting some ridiculously overpriced service in a foreign country where you don't speak the language? Classic tourist con. Those who do speak the language say "No thanks", and walk away wondering what suckers fall for such an obvious trick.

программирование

Previous post Next post
Up