Разоряй своих, чтоб чужие боялись

Jun 08, 2016 12:55



Появятся ли в России собственные колесные шасси для стратегических ракет?

Весной, выступая с очередным посланием к белорусскому народу и национальному собранию, белорусский президент Александр Лукашенко затронул тему покупки российской стороной Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Особой огласки в наших СМИ это событие не получило. Видимо, слова Батьки не понравились Кремлю. Отсюда - и тишина. О чем же говорил Лукашенко? Приведу выдержки из его выступления:
«Мы самостоятельное суверенное государство, живущее с вами в одном доме, но имеющее свою квартиру. Пусть маленькую, небольшую, но свою квартиру…
…Да, мы требуем от россиян: коль мы в союзе и Евразийском экономическом союзе - давайте придерживаться принципов, которые мы выработали. Это же не дело, когда Премьер-министр России - мой хороший друг, товарищ - приезжает на КамАЗ и говорит: «Ну, раз белорусы отказались нам продавать какой-то завод, ну давайте мы на КамАЗе производство это организуем». Ну а как понимать нашу договоренность о том, что мы не будем создавать альтернативных производств? И что значит: «Раз не продали МЗКТ, мы будем у себя организовывать»? Да кто против продажи? Дорогие мои, это касается всех. Мы - за.
…Вы перевозите ядерное оружие на этих шасси. И создать это - надо деньги и много времени. Школа. Зачем создавать? Хотите купить? Покупайте, раз ваш интерес. Но и у нас есть интерес в России. Например, мы из 22 миллионов тонн нефти примерно 20 покупаем у вас. 25 миллиардов кубов газа. Хорошо. Вы нам взамен передайте, продайте месторождение, чтобы мы могли добывать 10 миллионов тонн нефти у вас.»
Интересующиеся могут ознакомиться с полным текстом выступления.



МЗКТ - мощное и хорошо оснащённое предприятие. Лакомый кусок для поглощения. Фото: Денис Орлов

Те немногие российские СМИ, что всё же уделили внимание выступлению президента Лукашенко, трактовали его слова однозначно. Цитирую корреспондента РИА «Новости» Алексея Букчина: «Белоруссия готова продать Минский завод колесных тягачей России, заявил президент страны Александр Лукашенко в послании народу и парламенту республики».



Проходивший испытания в НИИИ-21 образец СКШ МЗКТ-79221 на заводском дворе. Позади - уникальный транспортёр 7907 для сверхракеты «Целина-2», с электромеханической трансмиссией. Фото: Денис Орлов

И тут возникает закономерный вопрос - зачем покупать завод по производству колесных шасси для ракетной и другой военной техники расположенный в Белоруссии, если у нас есть собвственный Брянский автомобильный завод, занимающийся выпуском аналогичной продукции? Чтобы разобраться, придется вернуться в не такое уж далекое прошлое.

Эта история началась еще при «маршале Табуреткине», как прозвали в российской армии министра обороны Анатолия Сердюкова. Так совпало, что в том же 2007 году, когда его назначили, была создана и государственная корпорация «Ростехнологии» (сегодня - «Ростех»), вобравшая в себя ключевые предприятия оборонного значения. Вошло туда и ОАО «РТ-Авто» в составе ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ». Сердюков стал председателем наблюдательного совета «Ростехнологий».

При новом министре обороны происходили странные вещи. Проверенные временем грузовики КрАЗ вдруг оказались непригодными для службы в инженерных войсках и в ПВО, зато российской армии вдруг стали необходимы итальянские броневики. Тогда же прозвенели и первые звоночки для МЗКТ - появилась информация, что КамАЗ приступил к НИР «Платформа» по созданию «высокомобильной модульной платформы различного назначения трёх типов». На одну эту научно-исследовательскую работу, по некоторым оценкам, было выделено 120 млн. рублей (больше, чем расходовалось в год на все НИР по военно-автомобильной тематике).



ОКР «Платформа» в представлении заказчика. Схема продемонстрирована на показе  перспективной техники министру Сердюкову в НИИИ-21 в Бронницах в июне 2011 года. http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=11223.0

В 2010 году НИР «Платформа» вылилась в опытно-конструкторскую работу «Платформа-О», намеченную к завершению в 2013 году. Результатами стали показанные в рамках форума «Армия-2015» образцы: седельный тягач КамАЗ-78504 с колёсной формулой 8х8 для буксирования прицепов массой 90 - 165 т, самоходное шасси КамАЗ-78509 12х12 грузоподъёмностью 50 т и самоходное шасси КамАЗ-7850 16х16 грузоподъёмностью 85 т. Чуть раньше в Youtube появился ролик, на котором новинки грозно продефилировали по заводскому двору:

image Click to view



Оценки проведённой работы оказались неутешительными, чего и следовало ожидать. Известный журналист Александр Привалов из общероссийской еженедельной газеты «Военно-промышленный курьер» неоднократно освещал историю с камскими многоосниками. Он, в частности, недоумевал, почему в угоду финансирования НИР «Платформа» в стране были остановлены почти все НИР и ОКР по военной автомобильной технике. И почему в конкурсе на разработку специального колёсного шасси не участвовал Брянский автозавод (исторически -производитель техники такого типа в нашей стране)? Слишком неудобный соперник для КамАЗа, или были другие соображения?



Опытные образцы тяжеловозов КамАЗ, созданные в рамках темы «Платформа-О» Фото: http://bmpd.livejournal.com/1349984.html

Что мы получили в рамках ОКР «Платформа-О»? По материалам Привалова можно сделать вывод, что электромеханическую трансмиссию камского многоосника не удалось научить нормальной работе. И не только ЭМТ, но и другие элементы. Да и практика показывает, что полностью новая конструкция, не основанная на прежних наработках, несёт целый букет «детских болезней». На их устранение обычно уходят годы… И тут я полностью согласен с президентом Лукашенко: минское производство - это школа, сложившаяся за долгие годы ценой огромных затрат всего Советского Союза.



Автомобильная техника нового поколения КамАЗ. http://sdelanounas.ru/blogs/66291/

Вдобавок у  «КамАЗа» нет производственной площадки подходящей для выпуска многоосных самоходных шасси. Другими словами, завод для них придется строить фактически с нуля. И что же в итоге? Отечественный производитель - БАЗ исключен из финансирования разработки необходимых нам тягачей и самоходных шасси, результаты НИОКР по теме «Платформа-О» (на которые уже потрачены многие миллионы рублей) пока еще выглядят сырыми, а у государства появилась вполне реальная угроза остаться без работоспособных сверхтяжёлых СКШ.



Перспективный КамАЗ-78509, созданный в рамках ОКР «Платформа-О», уже попал в объективы. Фото:   http://cs631717.vk.me/v631717116/1b497/3-9UgTQkj2E.jpg

В этом плане показателен пример Брянского автозавода. Он, кстати, тоже занимался электромеханическими трансмиссиями (ОКР «Полупар-1»). В марте 2009 года опытный образец БАЗ-М6910Э с такой передачей даже показали на научно-технической конференции в московском институте МАМИ. В последующие годы БАЗ довели до банкротства - в немалой степени из-за отказа Минобороны проплачивать новые ОКР. И вот, по сообщению www.russianarms.ru, «18 ноября 2015 года согласовано решение о передаче более 90% акций АО "БАЗ" в собственность концерна ВКО «Алмаз - Антей». Добавлю: председателем совета директоров которого является глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Но это - внутренняя российская история, никоим образом не затрагивающая внешнюю политику.



На шасси, выпускаемых на Брянском автозаводе, монтируются пусковые установки комплекса С-400 и ЗРПК «Панцирь-С1» (на фото)

Возвращаясь к высказыванию президента Лукашенко. «Мы вам - МЗКТ, вы нам - месторождение» - это такой нехитрый дипломатический способ объяснить партнёру абсурдность его требований, когда по-иному не доходит. Свои интересы есть у всех, но нельзя в угоду корысти слепо разрушать то, что цементировалось десятилетиями. Отыщутся охотники сделать это и помимо нас.

Текст: Денис Орлов

баз, камаз, мзкт

Previous post Next post
Up