Чиновники предлагают новый вид регионального налога, размер которого не должен превышать 30% кадастровой стоимости участка
Бэла Ляув
Vedomosti.ruПрежде чем рыть котлован, нужно будет заплатить за инфраструктуру
Проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты в части установления строительного сбора» (есть у «Ведомостей») разработан на основе предложений Московской области, рассказал зампред областного правительства Александр Чупраков. Область предлагала ввести плату за перевод сельскохозяйственных земель в земли других категорий по всей России, объясняет он, идею не поддержали, но трансформировали в нынешний законопроект.
Проект предлагает ввести в Налоговый кодекс новый вид регионального налога - строительный сбор: он уплачивается для обеспечения строительства социальных, транспортных и других объектов. Плательщиками станут юридические и физические лица, владеющие земельными участками, на которых они собираются вести строительство коммерческих объектов. Ставку сбора установит регион, она не может превышать 30% кадастровой стоимости участка, где идет строительство; застройщик должен уплатить сбор в течение месяца со дня выдачи разрешения на строительство. Чиновников обяжут предоставлять каждый месяц в налоговые органы информацию о выданных разрешениях.
Застройщики получают суперприбыль, а муниципалитетам приходится решать проблемы с инфраструктурой, комментирует законопроект сотрудник Минэкономразвития, участвовавший в его разработке: проблема существует во всех регионах, всюду появляются жилые массивы без детских садов и школ. Чтобы убрать эти перекосы, нужны сотни миллиардов рублей, полагает он.
Москва уже решила вопрос с отчислениями строителей, и с 1 января 2014 г. они будут платить так называемый бонус при переводе земли в категорию под строительство - от 10 до 60% кадастровой стоимости в зависимости от плотности застройки.
Оценки чиновников и бизнесменов нового строительного сбора разнятся. В бюджетах не хватает средств на инфраструктуру, такой налог может быть логичным выходом из положения, считает советник губернатора Санкт-Петербурга по строительным вопросам Вячеслав Семененко, безусловно, это отразится на себестоимости проектов. По оценке чиновников Петербурга, в городе к строительству заявлено более 57 млн кв. м.
В конце прошлого года власти Петербурга заявили, что бюджет не будет вкладывать деньги в строительство школ и детских садов только потому, что собственник земли решил застраивать ее жильем; если компании хотят строить - пусть строят и социальную инфраструктуру, а потом передают ее для эксплуатации городу. Обязательство по таким проектам администрация исполнит, только если компания выиграла землю на городских торгах, в противном случае бюджет не справится. Обязательства бюджета Петербурга в части инфраструктуры по уже утвержденным проектам составляют более 600 млрд руб.
Введение такого сбора позволит получить в бюджет дополнительные средства на строительство инженерной и дорожной инфраструктуры, надеется Чупраков. Из-за того что объекты не обеспечены инфраструктурой, подмосковные власти приостановили несколько строек в Мытищах, Балашихе, Подольске.
Если этот налог реально будут тратить на строительство инфраструктурных объектов, это выгодно и застройщикам, и власти, и жителям, считает Александр Погодин, заместитель гендиректора строительной компании «Пионер», но налог будет закладываться в стоимость земельного участка и повлияет на стоимость квадратного метра. С ним соглашается исполнительный директор казанской компании «Антикаплюс» Андрей Пшеничников: сбор увеличит себестоимость строительства, несмотря на то что кадастровая стоимость земли отличается от рыночной.
«Если я покупаю землю у частного собственника, почему я еще должен платить городу какой-то сбор? Этот закон однозначно повлияет на стоимость жилья и на инвестиционную активность», - говорит гендиректор строительной компании «ЮИТ Дон» Андрей Шумеев. А Адель Мазитов, гендиректор ООО «Промышленные технологии плюс», предупреждает, что плавающая ставка сбора может открыть поле для коррупции.
Сейчас законопроект проходит согласования в федеральных структурах. Пресс-служба Минэкономразвития сообщила, что законопроект разрабатывал Минрегионразвития; связаться с представителями Минрегиона не удалось. В Минфине законопроект пока не видели и позицию не сформировали, говорит сотрудник министерства.
Альтернативой строительному сбору может быть включение средств на инфраструктуру в плату за предоставление разрешения на строительство на данном конкретном земельном участке, а это неналоговый платеж, рассуждает федеральный чиновник.
В подготовке статьи участвовали Филипп Стеркин, Евгений Ракуль, Мария Буравцева, Надежда Зайцева, Ян Гордеев
P.S. Каково ваше мнение?