Автор: Эльвира Барякина
Ниже описывается примерная структура крупного издательства; в средних и мелких фирмах речь идет не об отделе, а об одном сотруднике, который ответственен за то или иное направление. Но общие принципы все равно сохраняются.
Издатель - осуществляет общее руководство издательством.
Главный редактор - сотрудник, возглавляющий редакцию и определяющий редакционную политику издательства. Он не занимается каждым проектом в отдельности (исключение - звезды). Его задача - разработка концепций серий (направлений) и координация работы ведущих редакторов.
Ведущий редактор - это менеджер книжного проекта. Его функции: найти автора, убедить издателя вложиться в книгу и обеспечить ее публикацию. Так что редактор - это весьма условное название. Ведущему редактору приходится заниматься литературной правкой:
• когда надо подчистить безграмотную рукопись звезды или заказчика, решившего опубликовать книгу за свой счет;
• когда серию срочно нужно чем-то наполнять, а приличных рукописей нет;
• когда редактор верит, что сюжет книги - отличный, а вот литературного мастерства автору не хватает.
Каждый ведущий редактор специализируется на определенном жанре: например, на любовных романах, кулинарных книгах или словарях. У него есть постоянные авторы, но их состав обновляется: кто-то бросает писать, кто-то уходит в другое издательство, кто-то переключается на другой жанр. Чтобы найти нового автора, ведущий редактор
• просматривает самотек (рукописи приходящие в адрес издательства),
• опрашивает знакомых,
• размещает объявление в Сети.
Последние два варианта обычно применяются для формирования серий нон-фикшн.
Отдел продаж занимается продажей книг закупщикам (оптовым книготорговым фирмам, библиотечным коллекторам, крупным магазинам и т.п.). В больших издательствах могут существовать территориальные подразделения: например, по Украине, Казахстану, Сибири и т.п. Также есть отделы, которые занимаются продажами определенного типа: например, через интернет или книга - почтой.
Отдел по работе с иностранными правами - сотрудники этого отдела отслеживают зарубежные бестселлеры и закупают права на перевод на русский язык.
Производственный отдел - это люди, которые, собственно, делают книги. Они оценивают, во сколько обойдется печать - в зависимости от формата, качества бумаги, вида обложки и т.п., верстают макет и работают с типографиями.
Главный художник - сотрудник, который несет ответственность за внешнее оформление книг. В некоторых издательствах есть штатные иллюстраторы, в некоторых под оформление каждой серии нанимается внештатник.
Маркетинговый отдел - это люди, которые отслеживают состояние дел на книжном рынке вообще и ход продаж в своем издательстве в частности. Они выясняют, что хорошо продается, а что плохо, какие направления перспективны, а какие нет. Директор по маркетингу определяет размер рекламного бюджета. Сотрудники отдела также занимаются всеми промоушен-материалами и мероприятиями - от каталогов до семинаров для книгопродавцов. Основная задача маркетингового отдела - увеличение продаж.
Отдел PR - это люди, которые занимаются пиаром книг и самого издательства. Они работают с прессой и интернет-аудиторией, организуют встречи с читателями, выступления автора на ТВ и пр. Нередко им в помощь нанимаются внештатники.
Литературный редактор - это человек, который занимается правкой текстов. Профессиональные литературные редакторы, как правило, работают с рукописями звезд, политиков и прочих авторов, которых надо опубликовать. Обычно это фрилансеры.