Кризис и кульминация в художественном произведении

Oct 25, 2016 21:00




Автор: Эльвира Барякина

Если вы пишете жанровую литературу, следите за тем, чтобы кризис соответствовал избранному вами жанру. В мейнстриме основной конфликт может проистекать между главной героиней и ее возлюбленным, а кризис приходиться на вторжение вражеской армии. В дамском романе история всегда играет роль фона, а точка наивысшего накала возникает, когда персонажи перестают верить в возможность счастья.

Но и в том, и в другом случаекризис существенно ухудшает ситуацию главного героя и сподвигает его на действия: он старается избавиться от опасности и/или получить желаемое.

Читатель должен уважать героя и сопереживать ему, и эти чувства расцветают как раз в момент кризиса и кульминации - но при соблюдении следующих условий:

• Герой сталкивается с достаточно серьезными проблемами. Примеряя их на себя, читатель невольно ужасается.

• Читатель восхищается поведением героя. Он отождествляет себя с персонажем, и ему нравится, что он такой умный (благородный, очаровательный и т.п.).

• Читатель понимает мотивы антагониста, но при этом не разделяет его убеждения и не поддерживает его идеологию.

Никогда не ставьте героя в глупую ситуацию в кульминационный момент. Всем, наверное, знакомо чувство неловкости, когда персонаж книги или фильма ведет себя так, что хочется закрыть глаза - лишь бы не быть свидетелем позора. Стыд за увиденное или прочитанное - это не та эмоция, которую стоит вызывать в людях.

В качестве примеров кульминации можно вспомнить следующие сцены из классических произведений:

• А. Пушкин, «Евгений Онегин»: Татьяна объявляет Онегину, что она другому отдана и будет век ему верна.

• М. Митчелл, «Унесенные ветром»: Скарлетт застрелила мародера.

https://www.avtoram.com/krizis_i_kulminatziya_v_hudozhestvennom_proizvedenii/

эльвира барякина, художественная литература, кульминация, книга, кризис

Previous post Next post
Up