Автор: Эльвира Барякина
Если вы пишете жанровую литературу, следите за тем, чтобы кризис соответствовал избранному вами жанру. В мейнстриме основной конфликт может проистекать между главной героиней и ее возлюбленным, а кризис приходиться на вторжение вражеской армии. В дамском романе история всегда играет роль фона, а точка наивысшего накала возникает, когда персонажи перестают верить в возможность счастья.
Но и в том, и в другом случае
кризис существенно ухудшает ситуацию главного героя и сподвигает его на действия: он старается избавиться от опасности и/или получить желаемое.
Читатель должен уважать героя и сопереживать ему, и эти чувства расцветают как раз в момент кризиса и кульминации - но при соблюдении следующих условий:
• Герой сталкивается с достаточно серьезными проблемами. Примеряя их на себя, читатель невольно ужасается.
• Читатель восхищается поведением героя. Он отождествляет себя с персонажем, и ему нравится, что он такой умный (благородный, очаровательный и т.п.).
• Читатель понимает мотивы антагониста, но при этом не разделяет его убеждения и не поддерживает его идеологию.
Никогда не ставьте героя в глупую ситуацию в кульминационный момент. Всем, наверное, знакомо чувство неловкости, когда персонаж книги или фильма ведет себя так, что хочется закрыть глаза - лишь бы не быть свидетелем позора. Стыд за увиденное или прочитанное - это не та эмоция, которую стоит вызывать в людях.
В качестве примеров кульминации можно вспомнить следующие сцены из классических произведений:
• А. Пушкин, «Евгений Онегин»: Татьяна объявляет Онегину, что она другому отдана и будет век ему верна.
• М. Митчелл, «Унесенные ветром»: Скарлетт застрелила мародера.
https://www.avtoram.com/krizis_i_kulminatziya_v_hudozhestvennom_proizvedenii/