Впервые слышите слово "плоттинг"? А ведь это - то, чем занимаются тысячи
литераторов каждый Божий день.
Продолжаю раскрывать секреты писательского мастерства - того, что сам постигал понемногу, как читая справочники и пособия, так и анализируя непосредственно художественные произведения разных авторов. Когда я только начинал писать романы, то не расписывал заранее, что и как будет происходить в каждой главе, не составлял систему персонажей - просто переносил на бумагу то, что по наитию рождалось в голове. Так, книга, которая сегодня носит название "Приближение Разрушителя" (и которая писалась практически восемь лет - никогда с тех пор я не работал над произведениями долго), была создана именно таким образом. Дальнейшее развитие сюжета рождалось в мыслях и сразу перекладывалось на язык литературных фраз. Но иногда моя муза заходила в тупик - так рождались сцены и персонажи, которые в итоге оказывались лишними. Пожалуй, из тех фрагментов, которые в итоге, не получив своего развития, были из романа вымараны, можно было бы, постаравшись, изготовить ещё одну книгу. Тем более, что за годы работы в ней поменялась исходная предпосылка - если сперва во всём были виноваты пришельцы из космоса, то в окончательной версии от них и следа не осталось, а главным антагонистом стал пробудившийся от тысячелетнего сна древний бог. Впрочем, это уже отклонение от основной темы поста.
Итак, плоттинг. Это - не что иное, как построение сюжета будущей книги. Нужно это для того, чтобы облегчить себе работу над главами, не высасывая события из пальца. После того, как вы составили подробный синопсис, являющийся кратким изложением всего сюжета в целом, нужно расписать последовательность событий - по главам. Именно так: в первой главе у нас происходит то-то, затем вот это, после него - следующее. Допускается любое количество ремарок к каждой установке. Например, если бы я писал "Некроманта из провинции" сегодня (а 6 лет назад я ещё не уделял плоттингу достаточного внимания), то это выглядело бы примерно следующим образом:
Глава 1
Бросок на юг
1. Представление героя. Егор Киреев берётся за новое задание - очистить от мертвецов неспокойное кладбище в городе Уманске. Сетования на нелёгкую долю некромантов на Руси.
2. Прибытие в город и знакомство с местной верхушкой. Взаимная неприязнь.
3. Егор прибывает на кладбище. Никанор Смагин рассказывает ему о предшествовавших событиях.
4. Подготовка к появлению мертвецов. Магический инструментарий.
5. Первое появление Олеси. Мертвецы выходят из могил.
6. Сражение с мертвецами и победа.
7. Местные отказываются платить и прогоняют Егора из города.
8. Смагин догоняет Егора, чтобы расплатиться. Однако обиженный некромант не хочет оставлять скупцов безнаказанными.
9. Олеся убивает Смагина. Некромант и его помощница возвращаются в Ростов, поймав попутку.
10. В финале - подчеркнуть, что действие на самом деле происходит не в дореволюцонной, а в современной России.
Можно, в принципе, расписывать таким образом каждую главу, даже не имея в голове чётко сложившегося общего сюжета - в конце концов, кривая куда-нибудь да выведет. В любом случае, методика очень полезная. Однажды я потерял целую рукописную главу "Избранника Пентакля", которая не была продублирована в электронном тексте. Если память мне не изменяет, это была седьмая глава. Но всё-таки в итоге сумел восстановить её по строчкам сохранившегося плоттинга (на тот момент гораздо более примитивного, чем даже тот, что вы видите чуть выше - примерно так: "Борланд наткнулся в переулке на бандитов и победил их"). Насколько детальным должен быть плоттинг, пусть каждый автор решает для себя сам. Лично мне достаточно написать просто "Бабах!", а спустя полчаса фантазия из этого "бабах" вытащит столкновение Земли с Нибиру и последовавшую за этим битву Годзиллы с Мегатроном. Однако к одному из романов, начатых в прошлом году (самому, если честно, стыдно уже говорить "Я начал новый роман", но ничего не поделаешь), я всё же применил иной подход. Там плоттинг более плотный (тавтология неслучайна) - есть ремарки, призывающие раскрыть характеры персонажей и больше внимания уделить окружающей обстановке. Связано это с тем, что с возрастом, становясь более искушённым в плане потребляемого культурного продукта, я сам стал всё больше любить глубокую проработку в том, что читаю или смотрю (или во что играю), и то же самое хочу дать своим читателям. Вот почему-то мне кажется, что добавляя несколько дополнительных штрихов к описанию какого-нибудь стола или стула, мы делаем текст гораздо более, что называется, "вкусным". Впрочем, это уже совсем другая история...