Издательство нового типа

Mar 16, 2013 23:23

В свежем номере журнала «Коммерсант Деньги» опубликована статья «Партизаны книжного рынка».

Автор: Вадим Зайцев Коммерсант. Деньги, № 8, 4 марта 2013, C. 60

Трое американцев объявили о революции в издательском деле.

Джошуа Миллберн, Райан Никодемус и Колин Райт основали в городке Миссула (штат Монтана) книгоиздательскую компанию Asymmetrical Press и рассчитывают с ее помощью поменять правила игры в этом бизнесе. Учредители принадлежат к субкультуре минималистов и пропагандируют отказ от чрезмерного потребления в пользу "значимости самой жизни". "То, что мы делаем сейчас, способно определить лицо издательской индустрии на десятилетия вперед", - заявили компаньоны изданию Missoulian. "Издательское дело меняется так же, как музыкальный бизнес. Писатели теперь имеют возможность сами публиковать книги и даже зарабатывать на этом", - считает Миллберн.

По сути, Asymmetrical Press - это сообщество энтузиастов, которое должно помочь начинающим литераторам избежать давления издательств и книжных магазинов, нередко определяющих содержание книг - прямо или косвенно. Революционное предприятие предлагает всем желающим содействие в редактировании, оформлении, продвижении и выпуске произведений на различных носителях. Иными словами, реализуется идея обращения писателей непосредственно к читателям, минуя традиционные коммерческие издательства.
Отдельно подчеркивается, что Asymmetrical Press не будет владеть правами на изданные книги. Партнеры-минималисты предлагают писателям 51% доходов от продаж (стандартный для издательств уровень - 6-7%). Сообщается, что компания уже подписала соглашения с четырьмя авторами.

Мне кажется, это и есть идеальный образец взаимоотношений автора и издателя.

Во-первых, права остаются у автора, сочинитель не становится заложником издательских прихотей.
Во-вторых, это равное партнёрство. С одной стороны, автор не опускается до уровня сырьевого придатка издательства. С другой стороны, автор не превращается в работодателя и финансового донора для псевдоиздателей. Ведь доход издателя будет зависеть не от аппетитов, а от результатов его работы. Есть продажи книг - есть деньги, нет продаж - не надо было заключать договор с этим автором.

Я бы добавил гибкости этой схеме. Процентное распределение доходов между издательством и автором можно изменить, если автор захочет, помимо интеллектуальной собственности (рукописи) вложить свои деньги в раскрутку. Если он верит в то, что книга «выстрелит» ─ пусть платит: и тогда доля его дохода может увеличиться от 50 до, скажем, 70 - 80%. В случае, когда автор берёт на себя всё финансирование, роль издательства сужается до пиар-агентства, работающего за проценты от прибыли.

А вы как считаете? Может, вам известны похожие российские издательства?
Previous post Next post
Up