Нас ждет диверсификация. Дождемся ли мы ее?

Jul 05, 2012 13:19

Не так давно журнал «Итоги» поведал любопытную историю о книгоиздательском успехе 27-летней американки Аманды Хокинг. В свободное от работы время она сочиняла романтические истории из жизни вампиров и в 2010 году обратила внимание на статью о самостоятельной онлайн-публикации. Опубликовала десяток своих романов на Amazon с помощью Kindle Direct Publishing . Романы разошлись тиражом в два с лишним миллиона экземпляров, а суммарный доход составил около трех миллионов долларов. В день скачивается около 10 000 копий книг Аманды. Сама она стала знаменитостью, ее - застенчивую, страдающую ожирением провинциалку из города Остин, штат Миннесота,  приглашают в популярные ток-шоу и цитируют таблоиды.

Любопытно в этой истории, однако, и то, что не все книги, проданные Амандой Хокинг, были электронными. На странице писательницы на «Амазоне», имеется выбор - скачать книгу в цифровом формате или же приобрести ее на бумаге за 9 долларов, не считая доставки. Статистика показывает, что бумажная версия лишь на треть отставала по продажам от электронной. При этом оказалось, что многие фанаты, прочитав книгу с экрана ридера, далее заказывали себе еще и экземпляр на бумаге, чтобы поставить на полку или подарить кому-то из близкого круга общения.



Помогла Аманде Хокинг печать по требованию. Когда с сайта книжного магазина поступал соответствующий заказ, то в специальном цифровом печатном центре, имеющем партнерский договор с «Амазоном», тут же начинали печатать книгу. Полностью готовую (с брошюровкой и обложкой) отправляли заказчику.

Это только частный случай. В США «print-on-demand» развит очень неплохо. Так, в 2010 году в США, по данным агентства Bowker, было выпущено немногим более миллиона наименований книг, но доля «книг по требованию» среди них составила более 760 000. Весьма впечатляющие цифры.

В России, по словам имеющих отношение к рынку печати по требованию, с «print-on-demand» все обстоит не так хорошо, но этот рынок тоже быстро развивается. Как рассказал генеральный директор компании «Книга по требованию» Александр Казанский: «Мы сегодня печатаем около 4000 книг в день. Из них примерно 600 - это заказы из Москвы, а остальные приходят со всего мира: из Австралии, Японии, Латинской Америки. Технология процесса такова: человек заходит на сайт крупного книжного магазина (например, того же «Амазона» или российского «Озона»), который разместил у себя наш каталог, выбирает книгу и делает заказ. Заказ поступает к нам, после чего мы передаем электронный макет книги и ее обложку в ту цифровую партнерскую типографию, которая находится ближе всего к заказчику, - а оттуда свежеотпечатанный, еще тепленький экземпляр напрямую отправляется клиенту». Цена книги «print-on-demand» обычно - не намного больше, чем цена обычной книги, выпущенной небольшим тиражом (300-500 рублей без учета доставки).

«Печать по требованию» выгодна и автору, имеющему постоянные продажи, и издательствам, уменьшающим издержки, которые связаны с печатью небольших тиражей и хранением книг на складе. Конечно, в первую очередь эта технология интересует рынки подарочных изданий, специализированных учебников, но западные издатели все больше склоняются к тому, чтобы обходиться без риска с большими тиражами и издавать-продавать книги новых авторов художественной литературы практически в розницу с помощью «print-on-demand».

Что сдерживает развитие технологии «print-on-demand» в России? В какой-то степени - это невозможность качественного воспроизведения цветных иллюстраций. В какой-то степени то, что в отечественной книгоиздательской индустрии в качестве основных закрепились твердые переплеты, в цифровой же печати стандартным вариантом остается мягкая обложка, воспринимаемая читателем, как более дешевая и менее престижная.

Но это мелочи на фоне двух основных факторов. Первый - неразвитость цифровых технологий. Второй, почтовые услуги. В США почтовая доставка стоит недорого, работает просто и надежно. У нас ни один нормальный человек не пойдет общаться с почтовыми работниками без совершенно крайней на то необходимости. Гарантий в том, что человек получит заказанное в срок или получит вообще, нет никаких.

Таким образом, с одной стороны, «print-on-demand» может существенно помочь автору (вспомним, что у Аманды Хокинг бумажная версия печати по требованию лишь на треть отставала по продажам от электронной). Но с другой стороны, в России при отсутствии нормальных почтовых услуг, воспользоваться этим опытом очень сложно. Куда ни кинь в нашем королевстве, везде засада…

Печать по требованию, Электронные книги

Previous post Next post
Up