Вертеп - традиционный украинский кукольный театр на тему Рождества и библейскую тематику. Появился он на рубеже XVII - начале XVIII веков и повествовал он о рождении и жизни Иисуса в пещере, где его скрывали от царя Ирода.
Вертеп представлял собой ящик в два этажа в виде сценической площадки, а само представление разделялось на две части: религиозную и бытовую. Последняя со временем становилась больше, чем первая.
Как выглядел вертеп
Вертеп - это большой ящик с располагаемой внутри его сценой. В верхнем ярусе ставились эпизоды, посвященные рождению Иисуса Христа. Его ясли и были главной декорацией вертепного театра. На заднем плане обычно были расположены изображения праведника Иосифа и Девы Марии. На нижнем ярусе обычно показывались сценки о царе Ироде, смертью которого и заканчивалась религиозная часть представления и начиналась бытовая.
Примечательно, что персонажи не могли переходить из одной части вертепа в другую, а сам вертепный кукольный театр был своеобразной мини-моделью мироздания: верхний ярус - мир горний, нижний - мир дольний, ад - дыра, в которую проваливается царь Ирод.
Деревянные куклы-персонажи с нижней части закреплялись на проволоки, с помощью которых их передвигал кукловод и показывал сценки, озвучивая персонажей. Кукловодом обычно был хозяин вертепа.
Показывали вертеп в местах скопления людей, как правило, на торговых площадях. Иногда хозяин кукольного театра ходил домами и демонстрировал представления их хозяевам.
Отметим, что среди хозяев вертепов было неписаное правило: куклу, изображающую Богоматерь, изготавливали так, как будто над ней потрудился совершенно другой человек. Иногда место этой куклы занимала икона с изображением Святой Марии.
Сюжет вертепа
Ирод узнает от волхвов, что Иисус родился и принимает решение его убить (чтобы он не занял его престол). Царь Ирод отдает приказ побить всех малышей (младше двух лет) в Вифлееме, только старушка Рахиль не отдала своего младенца на избиение, за что его и убили. За свои злодеяния царь расплачивается жизнью: Смерть отрубает ему голову, а черти тащат его тело в ад. Таким образом показывали, добро побеждало зло.
После начиналась социально-бытовая часть вертепа, где представления обычно были посвящены злободневным темам, а главные персонажи (обычно это были цыган, еврей, дед, баба, поп, казак-запорожец, москаль и лях) обычно смешили публику. В бытовых сценках вертепа персонажи как будто прощались со зрителями.
Немаловажная роль отводилась музыкальному сопровождению вертепа. Так, музыка давала характеристики персонажам, а также помогала создавать праздничную атмосферу. Особенно популярными были канты, соединяющие народные песнопения и светские танцевальные мелодии.