Холодная война стала настоящей кузницей новой технологии для обеих
стран-участниц. По счастью, разработанным вооружением воспользоваться не
пришлось, зато они дали большой толчок развитию как тяжелой, так и
легкой промышленности. Отдельное внимание в то время уделялось ракетам и
их носителям: все уже прекрасно понимали, что после показательной атаки
на Хиросиму и Нагасаки, следующая война пройдет в воздухе.
Советской Армии крайне не хватало тяжелых платформ для перевозки
ракетных установок. Да и прочие грузовики, служащие в армии для разных
целях, были морально и физически устаревшими. На смену этой древней
технике пришел настоящий монстр - грузовик ЗИЛ-135.
Целевая разработка
Новая машина требовалась, в первую очередь, как носитель пусковых
ракетных установок. Под эту необходимость и затачивался ЗИЛ-135,
конструкторы которого позаботились о высокой проходимости, надежности и
прочности шасси и кузова. Кроме того, новая машина обязана была обладать
высокой маневренностью, ведь мобильность установленных ракетных
установок - залог того, что враги их не скоро обнаружат.
Трансформер
Инженеры Специального конструкторском бюро, работавшие под
руководством самого В.А. Грачева. решили одним махом закрыть нужды армии
и в новых мобильных шасси для ракетных установок, и в грузовиках,
предназначенных для других целей. В результате упорной работы, была
разработана уникальная схема, позволявшая устанавливать на платформу
ЗИЛа не только вооружение, но и платформы десантных и ремонтных
грузовиков. По сути, конструкторы сумели создать самый настоящий
трансформер, подходящий практически любым армейским нуждам.
Ходовая и двигатель
Этот монстр мог похвастать целым рядом довольно своеобразных решений,
не применявшихся до того момента нигде в мире. Под капотом инженеры
спрятали пару мощнейших двигателей ЗИЛ-375, каждый из которых приводил в
движение колеса своего борта. Это обеспечивало машине дополнительную
надежность. Также, конструкторы приняли решение оснастить ЗИЛ-135
независимой торсионной подвеской и гидроамортизаторы на колеса крайних
мостов. Два средних моста же были жестко закреплены к раме.
Характеристики
Колёсная формула: 8×8/4 (первая и последняя оси)
Масса: 19800 кг
Грузоподъёмность: 9000 кг
Габариты: 2800×2530 мм
Дорожный просвет: 589 мм
Двигатель: ЗИЛ-375
Мощность двигателя: 360 л.с.
Емкость бака: 520 л
Кабина
Инженеры долгое время не могли справиться с проблемой на машинах,
несущих ракетные установки. Дело в том, что при взлете ракета просто
деформировала металлическую кабину. Задачу сумел решить доцент МВТУ
Цыбин, предложивший изготавливать кабины из стеклопластика. Оно, правда,
тоже деформируется при выстреле - зато умеет само возвращаться в
первоначальную форму.
Современная жизнь
К сожалению, ни одна, даже самая удачная разработка не может
существовать вечно. Несколько модификаций ЗИЛ-135, предназначенных для
различного использования, вполне успешно проходили службу во многих
частях Советской, а затем и Российской армии. Гражданских машин было
выпущено очень немного - и те, и другие перестали сходить с конвейера в
1993 году.