Интересное о съемках комедии «Пёс Барбос и необычный кросс»!

Jan 31, 2018 11:47


«Пёс Барбос и необычный кросс» - советская короткометражная комедия,
снятая в 1961 году по стихотворному фельетону украинского поэта-юмориста
Степана Олейника на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем.





Знаменитую короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс» молодой
режиссёр Леонид Гайдай снял после двух провалов: за сатирическую комедию
«Жених с того света» его отстранили от съёмок на два года, а фильм о
комсомольцах «Трижды воскресший» остался незамеченным… Расстроенный
режиссёр уехал в Иркутск к родителям, чтобы спокойно решить, что делать
дальше. Разбирая на чердаке старые газеты, он наткнулся на фельетон
Степана Олейника «Браконьеры», начинавшийся словами:

Через пойму, через дол,

Там, где верб зеленых своды,

Двух Никол Гаврила вел -

Шли в поход враги природы…



Гайдай решил, что из истории о трёх браконьерах и одной умной собаке
получится небольшой забавный фильм. Похожий сюжет режиссёр уже встречал в
рассказе австралийского писателя Генри Лоусона «Заряжённый пёс», но
«Браконьеры» были смешнее и ближе.

Первым делом режиссёр придумал характеры и прозвища главным героям -
Трус, Балбес и Бывалый, а потом начал искать актёров под получившиеся
портреты. На роль сентиментального ипохондрика Труса без проб был
утверждён Георгий Вицин - Гайдай уже работал с актёром на картине «Жених
с того света». На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, который
нравился худсовету, но был сильно занят и сниматься не смог. Обратить
внимание на клоуна из цирка на Цветном бульваре Леониду Гайдаю
посоветовал Вицин - заинтригованный словами «он напоминает глисту»
режиссёр вызвал клоуна на пробы, и утвердил Юрия Никулина с первого
взгляда. Бывалым могли бы стать актеры Иван Любезнов, Михаил Жаров и
Михаил Пуговкин, но никого не утвердили. Тогда руководитель «Мосфильма»
посоветовал попробовать на эту роль малоизвестного, но фактурного актёра
Евгения Моргунова.



На роль Барбоса была нужна собака с киноопытом. У одного из
дрессировщиков нашли цирковую дворнягу Бреха - у него уже было несколько
ролей, правда, ещё ни одной главной. Работать на съёмочной площадке с
ним оказалось непросто, цирковой пёс оказался своенравным актёром и
делал не то, что от него требовали режиссёр и хозяин. Почти каждая сцена
требовала дублей, а только погоню с динамитом в зубах снимали,
казалось, бесконечно. Брех то бросал динамит на половине пути, то убегал
в другую сторону, то вдруг останавливался, обнюхивал кусты и задирал
лапу…



На съёмочной площадке периодически вспыхивали конфликты. Первый
случился у Бреха и Евгения Моргунова. Актёру надоело, что из-за какой-то
собаки их гоняют почём зря, и он начал кричать на пса. Брех рычал и
огрызался в ответ. Моргунов пообещал его придушить после съёмок - Брех
на следующем же дубле вцепился актёру в ногу… Второй конфликт был между
Евгением Моргуновым и режиссёром. В сцене погони хилый Трус должен был
обогнать Балбеса и Бывалого - Гайдай считал, что это усилит комический
эффект. Моргунов решил, что режиссёр выделяет своего любимчика и
специально бегал быстрее всех. Когда его всё-таки удалось уговорить
уступить - он начал третировать Вицина, высмеивая его героя.



Одна из шуток Моргунова над Вициным получилась действительно
забавной. Однажды в перерыве между съёмками оборванный и перемазанный
сажей Трус высоким голосом напевал арию Ленского «Куда, куда вы
удалились…», чем привлек внимание проходящих мимо людей. Они спросили,
что это за певец и получили от Моргунова ответ, что это легендарный Иван
Козловский у которого сегодня сгорела дача, и он от этого тронулся
умом, вот, сидят, ждут машину «скорой помощи»… Снимали, действительно,
недалеко от дачи оперного певца.



Материала было снято на полчаса, но надо было уложиться в 10 минут
хронометража, поэтому фильм нещадно резали. Благосклонно настроенный
худсовет в дело вмешивался минимально. По его просьбе убрали эпизод,
когда троица пробегала через шалаш, и Трус забегал в брюках, а
выскакивал без них. Троица оглядывалась назадЮ, а за ними из шалаша
выходил медведь с брюками в лапах. Гайдай хотел снять настоящего
медведя, но директор картины рисковать не разрешил. Тогда Юрий Никулин
привёз из цирка медвежью шкуру, в которую влез сам режиссёр. Худсовету
посчитал медведя слишком ненатуральным, и сцену убрали. А вот выбегающий
в одних трусах Вицин остался… Часть вырезанного материала вошла в
следующую историю о троице - «Самогонщики».



Впервые фильм был показан как одна из новелл сатирического альманаха
«Совершенно серьёзно», и короткометражка имела небывалый успех! Чуть
позже фильм вышел на широкий экран и его закупили к показу около 100
стран мира. «Пёс Барбос и необычный кросс» участвовал в международных
фестивалях - получил диплом кинофестиваля в Сан-Франциско и особый приз
от Лондонского кинематографического общества. В 1961 году он
номинировался на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля как
лучший короткометражный фильм. Популярность Труса, Балбеса и Бывалого
приобрела всесоюзные масштабы - настолько ярких и обаятельных
отрицательных персонажей на экранах ещё не было!



кино, киноактеры, комедия, кинематограф

Previous post Next post
Up