Мода украшать хвойные на Новый Год и Рождество пришла к нам задолго до повсеместного распространения христианства.
В древней Руси считалось, что в ветвях елей обитают духи, которых люди пытались задобрить, украшая их «место жительство» различными декоративными элементами. Считалось, что наличие таких деревьев в доме станет символом того, что проживающие здесь люди всегда будут счастливы, окруженные благословлением высших сил.
Впервые обычай устанавливать в доме ель на Рождество появился в 7-8-ом веках, когда святой Бонифаций с целью привлечь к христианству язычников в Германии, срубил дуб, который для последних был священным. Таким образом проповедник хотел показать, что его не постигнет гнев бога Тора, на которого германцы молились. Дуб, падая, повалил вместе с собой несколько других деревьев, и стоять осталась только одна ель. После этого Бонифаций прозвал ее «деревом Младенца Христа», после чего христиане повсеместно стали украшать свои дома этим благословенным элементом.
Изначально ели не украшали, а просто ставили в доме. Впервые украшение на ней разместил Мартин Лютер в 1513 году. Он установил звезду на самую верхушку ели в знак памяти о Вифлеемовской звезде. После этого на дереве стали появляться и другие рождественские элементы. В Россию данный обычай завез Петр I в 1700-ом году. Правитель повелел всем своим согражданам отмечать приход Нового Года 1-го января, издав указ о том, что дома и улицы в этот день должны быть украшены еловыми и можжевеловыми ветвями.
Однако у простого люда данный обычай не слишком прижился, так как ели у всех ассоциировались со смертью. Еловыми ветками было принято устилать дорогу перед гробом с покойными, которых таким образом провожали в последний путь.
Соответственно, веселья такие деревья не вызывали. Возрождением традиции занялась супруга царя Николая I - Александра Федоровна. Она повелела с приходом нового года в 1818-ом украсить царские покои елью с конфетами и игрушками. И уже в 1840-ом году в Москве и Санкт-Петербурге стали открываться первые елочные базары, на которых предприимчивые продавцы предлагали покупателям различные по пышности праздничные деревья.
После Октярьской революции елка еще целых 20 лет ассоциировалась с религией и была под негласным запретом. Лишь в 1935-ом году в газете «Правда» впервые появилась статья о том, как организовать праздник для ребятишек, и в ней фигурировала новогодняя елка. Иосиф Сталин согласился с тем, что наличие данного дерева станет отличным поводом для радости, и после этого елка перестала быть запрещенным элементом праздника.
В настоящее время елка является неизменным атрибутом веселья и радости. Ее устанавливают практически в каждом доме и украшают игрушками и гирляндами, в канун Рождества и Нового Года.