Как празднуется Рождество Христово

Jan 07, 2014 19:35


День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!



Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе".

В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.


Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вей на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки".

Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: "С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог". Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1,8-25).

В древние времена бдение продолжалось всю ночь. "От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче", - говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.

Божественную Литургию в праздник постановлено совершать "порану труда ради бденного".

После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.

Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: "Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума" и прочее".

С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.
История Рождества Христова

О Рождестве Спасителя подробно рассказывает Евангелие.

Из Рима, от императора пришел приказ - переписать всех людей Палестины. Каждый житель к назначенному дню должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф посадил Марию верхом на осла, и они отправились в Вифлеем. К тому времени, когда вдали показались маленькие домики Вифлеема, Иосиф и Мария сильно устали от дороги. В город для переписи собралось слишком много людей. Все дома были уже заняты. Тогда Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи прятали скот от ветра. В пещере нашлось немного соломы, а для Марии пришло время рождения сына. Она родила Своего Младенца без мук и страданий, сама спеленала Его и уложила в ясли - кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере и его согревали своим дыханием Иосиф. Вол и ослица. Так совершилось великое в мире событие - рождение Спасителя.

Тем временем в Иерусалим прибыли из какой-то восточной страны волхвы, или мудрецы. Изучающие звезды. Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда и поняли, что ожидаемый Мессия родился.

Иудейский царь Ирод, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце. Он задумал убить его.

Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус.

Мария и Иосиф к этому времени уже перебрались из пещеры в город. Волхвы вошли в дом и увидели Мать и Младенца. Они поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото как царю (в виде дани), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который должен умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами).

Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, так как царь издал указ об избиении младенцев (царю Ироду было предсказано, что конец его царствования придет тогда, когда родится миру Спаситель). Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет. А Ирод в Иерусалиме не дождался волхвов и решил. Что они ошиблись - младенец не родился, и успокоился.

Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.
Подготовка к Рождеству на Руси

Рождество - великий день всего христианского мира - издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом - Святками. Святочные обряды со временем превратились в рождественские.

Рождество православная семья ждала весь год, подготовка была к нему основательной. Шесть недель до Рождества постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака; кто по беднее - селедку, сома, леща. В России было много любой рыбы. Зато на рождество все ели свинину. В мясных лавках наваливали до потолка, словно бревна, мороженых свиней. Окорока, обрубленные к засолу, лежали рядами. К рождеству в город шил обозы со свининой, поросятами, гусями, индюками, рябчиками, тетеревами, глухарями. Торговали прямо с саней - без веса, на глаз. Перед Рождеством, за три дня, на рынках, на площадях стояли леса елок.
Традиции празднования Рождества

Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы. К примеру, один из молодых людей наряжался в шкуру животного, а другие сопровождали его палками и ходили по соседним домам. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом (исполняя обряд изгнания нечистой силы). Когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: "Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии - мясо, одежда, постели и здоровье!" А после этого требовали с хозяев гостинцев за свою "работу", и те с радостью их одаривали. Попробуй не одари таких - обязательно поленицу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут.

Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, бабы гадали.

Одной из современных традиций празднования рождественской ночи стала аренда коттеджа на Рождество для всей семьи. Ведь приятно не только встретить этот замечательный праздник за городом, но и заодно получить немного отдыха зимой в собственном комфортабельном, арендованном на несколько дней доме.

взято здесь

традиции, Рождество, праздники

Previous post Next post
Up