Пролив чай на альбом для рисования, забрызгав апельсиновым соком свежую белую скатерть, посадив кофейное пятно на блузку или брюки, люди обычно расстраиваются и спешат как можно скорее застирать испорченную вещь, чтобы избавиться от некрасивых бесформенных пятен. Так поступает каждый, - но не молодая немецкая художница с длинным красивым именем Анджела Мерседес Донна Отто (Angela Mercedes Donna Otto). Она с нежностью относится к каждому пятнышку, любит каждую кофейную лужицу или следы от пролитого сока. Более того, девушка намеренно пачкает напитками белые листы бумаги, а затем погружается в созерцание, часами медитируя над заляпанными альбомами и блокнотами, которыми завалена ее студия. А затем приступает к работе, - и уже через некоторое время странные хаотично разбросанные кляксы от разных напитков приобретают осмысленные формы и образы, превращаясь в удивительные картины, которые и принесли Анджеле Отто популярность.
В основе экспериментальной живописи Анджелы Отто лежит психологический термин "апофения". Он описывает феномен человеческого разума определить связь, рассмотреть что-то общее в разрозненных, на первый взгляд, деталях, а в случае с живописью "к завтраку" - увидеть фигуры и формы даже в таком хаотичном и бессмысленном наборе клякс, пятен и подтеков. Психологи не признают апофению отклонением, а многие даже утверждают, что эта особенность встречается у людей настолько часто, что впору считать ее нормальным восприятием действительности, в особенности, когда речь идет о творческом человеке с богатой фантазией и живым воображением. Так, кто-то видит лица и фигуры в облаках и очертаниях горных вершин, тест Роршаха с чернильными пятнами тоже требует от человека фантазии, а художница пошла еще дальше, разработав индивидуальный стиль на базе этой интересной особенности человеческого мозга.
Апофения. Картины Анджелы Отто на основе пятен от кофе, чая, сока и других напитков
Апофения. Картины Анджелы Отто на основе пятен от кофе, чая, сока и других напитков
Уникальные картины Анджелы Отто проходят несколько стадий творческого процесса. Сначала художница готовит основу, тщательно пачкая бумагу напитками, стараясь делать это изящно, поскольку для творчества и хаос нужен соответствующий. Из напитков она предпочитает кофе и чай, причем не только черный, но также фруктовый, чаще всего из плодов шиповника, или же каркаде, из лепестков розы, - для красных и розовых пятен на бумаге. Других оттенков она добивается, разливая на бумагу сливовый, свекольный, вишневый, морковный, апельсиновый, гранатовый и многие другие соки и компоты. Эти цветные пятна составляют основные модели будущих картин, а выделять, прорисовывать, корректировать увиденные образы художница предпочитает тушью и цветными чернилами.
Увидев среди пятен и клякс определенные фигуры, художница прорабатывает несколько возможных сюжетов, а затем дополняет странных персонажей недостающими деталями и декорациями, так что получается завершенная картина, созданная в уникальном творческом стиле, который основывается на воображении и индивидуальной интерпретации очевидного. Причем ее собственная интерпретация может существенно отличаться от того, что увидят на холсте другие люди. Ведь несмотря на то, что Анджела Отто тщательно прорабатывает детали картин, они остаются достаточно абстрактными и дают достаточно возможности, чтобы "увидеть больше". Как говорится, каждому свое...