ФИЛОСОФИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Sep 25, 2014 22:29

Оригинал взят у koulitch в ФИЛОСОФИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Над загадкой японского технологического прорыва бились несколько поколений западных экономистов и инженеров. А японцы ничего и не скрывали. Они считал, что все объясняется очень просто. Нет никакой загадки. Просто есть «Кайдзен».




История
Кайдзен - философия или даже, скорее, практика, цель которой непрерывное совершенствование не только всех процессов производства и управления, но и всех аспектов жизни.
Впервые философия кайдзен в производстве была применена рядом японских компаний во время восстановления страны после второй мировой войны. Многие аналитики считают, что именно из-за этого способа подхода к производственным процессам и стало возможно японское экономическое чудо.
Термин «кайдзен» распространился по всему миру благодаря одноимённой книге Масааки Имаи, изданной в 1986 году: «Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success». Сегодня русском языке изданы две книги Имаи: «Кайздзен» и «Гемба кайдзен».

Тойота
Одной из первопроходцев внедрения в производство философии кайдзен стала компания «Тойота». Сегодня «Тойота» считается эталоном применения кайдзен.
Философия компании, Toyota Way, основана на двух основополагающих принципах: «Постоянное улучшение» и «Уважение к людям».
«Постоянное улучшение», с точки зрения Тойоты, заключается в том, что «мы никогда не останавливаемся на достигнутом, всегда стремимся к совершенствованию всех систем и процессов, тем самым продвигаем наш бизнес вперед».
«Уважения к людям», по мнению представителей компании, это то, что «мы уверены, что успех нашего бизнеса зависит как от проявления инициативы каждого сотрудника, так от командной работы в целом».
Руководство Тойоты признается, что поступать в соответствии с этими принципами не всегда просто. «Для нашей компании, важнее всего построение взаимного доверия и ответственности, как со стороны компании, так и со стороны работников. Поэтому мы делаем все возможное, выстраиваем свои системы, процессы и взаимоотношения в коллективе таким образом, чтобы данный принцип работал».
Отличительной характеристикой Тойоты является то, что компания дает возможность каждому сотруднику проявить инициативу и улучшить не только свое рабочее место, но и внести изменения в технологический процесс производства.
Хороших примеров много. Ежемесячно каждый сотрудник производственной линии инициирует кайдзен, в компании даже создан комитет по выбору лучших отчетов и, конечно же, действует система поощрений лучших из лучших.

Россия
Философия кайдзен рождалась из множества источников, в том числе, и из производственных отношений в СССР. Потому особо интересно наблюдать за тем, как японцы приносят эту философию в бывший СССР.
Принципы работы Тойоты одинаковы во всех странах: «В компании Тойота есть еще один важный принцип - вести бизнес открыто и честно, в полном соответствии с законодательством той страны, в которой корпорация открывает филиал, даже если это в какой-то степени для компании невыгодно. Руководствуясь этим принципам, мы ведем бизнес и в России.
Помимо этого руководство компании всегда готово к открытому диалогу и обсуждению любых вопросов со стороны сотрудников. Для этих целей в компании существуют многочисленные коммуникационные площадки, на которых совместно обсуждается текущие положение дел в компании. Так, результатом открытого обсуждения стало заключение и подписание коллективного договора между представителями работников и работодателя.
Именно эти принципы позволяют нам достаточно эффективно взаимодействовать с представителями работников».
При формировании философии завода в Шушарах под Петербургом никаких изменений в философии кайдзен не случилось. «Компания Тойота всегда ставит перед собой сложные, но достижимые цели. Одной из таких целей был запуск производства в России.
На сегодняшний день наше предприятие является одним из наиболее стабильных среди всех автопроизводителей в Санкт-Петербурге. Свидетельством стабильности является тот факт, что в периоды экономических кризисов на рынке России, мы ни разу не прибегали к крайним мерам, таким как сокращение численности персонала, сокращение рабочих часов, организации длительных простоев, более того мы всегда продолжали планомерное развитие бизнеса.
И даже сейчас в условиях очередного кризиса мы двигаемся вперед.
В этом году мы расширяем производственный процесс, уже начал работу цех штамповки, до конца года планируем запустить производство пластиковых деталей. А также мы продолжаем подготовку к запуску RAV4 в 2016 году».
Влияние ли это философии кайдзен и особого японского подхода - мы затрудняемся сказать, но стоит заметить, что на заводе в Шушарах, и в самом деле, в отличие от западных конкурентов, не было ни забастовок, ни принудительных отпусков. Более того, производство, на фоне всеобщего падения рынка, продолжает расти. Мистика? Или все-таки кайдзен?

Будущее
Сегодня кайдзен выход все дальше и дальше за рамки производственной сферы. Большую популярность он, например, набрал в сфере программного обеспечения. Но и это еще не все. Философию кайдзен начинают применять со своими пациентами все больше психологов, и не столько в Японии, сколько в Америке и Европе.
По мнению специалистов, применение принципов кайдзен способствуют развитию и достижению успеха не только в профессиональной, но и в личной жизни. Любые перемены страшат людей, радикальные или революционные способы достижения поставленных целей часто неуспешны, потому что усиливают этот страх. Однако маленькие шаги кайдзен смягчают отрицательную реакцию мозга, стимулируя и рациональное, и творческое мышление.
Наверняка уже появились семьи, построенные на принципах кайдзен. Какие сферы захватит японская философия дальше?

Принципы кайдзен.
Различные авторы выделяют разное количество ключевых принципов, на которых основывается кайдзен. При этом обычно в их число включают следующие принципы:

1. Фокус на клиентах - для компании, использующей кайдзен, более всего важно, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.
2. Непрерывные изменения - принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации - снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.
3. Открытое признание проблем - все проблемы открыто выносятся на обсуждение.(Там, где нет проблем, совершенствование невозможно)
4. Пропаганда открытости - малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.
5. Создание рабочих команд - каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).
6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд - ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация.
7. Формирование «поддерживающих взаимоотношений» - для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в ее деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам.
8. Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании)
9. Развитие самодисциплины - умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом.
10. Самосовершенствование. (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач)
11. Информирование каждого сотрудника - весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.
12. Делегирование полномочий каждому сотруднику - передача определенного объёма полномочий каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению по многим специальностям, владению широкими навыками и умениями и пр.
13. Управлять - значит начать с планирования и сравнить план с результатом.
14. Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные)
15. Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с ее проявлениями).
16. Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создает качества)
17. Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех)
Previous post Next post
Up