Обычный выходной обычных пилотов выходного дня. Погода, как говорят среди пилотов, "бомба". Это означает, что термичная активность высокая, хорошая кучевая облачность, которая обещает хороший подъем и приятный долгий полет.
Приехал на полеты поздно - ждал ребят, которые хотели попоробовать полет в тандеме с инструктором. Время уже около двух часов дня. Один за другим взлетают пилоты, тандемы с пассажирами, дельтапланеристы.
Раскладываю крыло, готволюсь к старту и взлетаю. Буксир тянет меня на высоту 650 метров, отцепляюсь, и сразу начинаю нарезать широкие круги в поисках термика - восходящего потока теплого воздуха. Внизу поля, техника работает, комбайны молотят зерно, грузят его в КАМАЗы с высокими бортами, а те, пыля по полевым дорогам везут его на элеваторы. Над этим полем на высоте около 400 метров и подцепил термик. Сначала подъем был небольшим, 0,5-1 метр в секунду, но зато стабильный. Так потихоньку, в спирали и пошел набрать высоту. Над стартом было уже около 700, пошел по ветру дальше, тем более термик был стабильный и подъем стал уже до 2-2,5 метро в секунду. Вскоре понял, что легко наберу 1000 метров и набрал. Ветер сносил меня в сторону Тамбовской трассы и села Ермоловка. Над полем как раз над ЛЭП подъем ускорился до 3,5 метров в секунду. Через несколько минут под небольшим облачком я набрал 1560 метров и как будто уперся в потолок - дальше ни вверх, ни вниз. Облако надо мной развалилось на небольшие белые хлопья и растворилось. Осмотрелся - внизу поле и ЛЭП, чуть дальше дорога, по которой бегут игрушечные машинки, за дорогой поле, церковь, пруд, чуть дальше село, а еще дальше, в дымке, видна Пенза. Думаю, куда полететь - вернуться на старт или двинуть дальше, в Ермоловку? Высоту понемногу теряю и решаю вернуться на старт. Беру прямое направление на точку старта, которую хорошо видно с высоты.
По рации слышу как запускают пилотов, руководитель полетов ведет по рации учлёта - начинающего пилота, подсказывает куда держать курс, как удержаться в термике. Моя высота около 1200 метров и тут я снова попадаю в хороший поток, да такой хороший, что меня подбрасывает вверх как из рогатки и левое "ухо" парапалана частично сложилось, но тут же, почти без моего вмешательства с легким хлопком раскрылось. Хорошее крылышко Discovery4, стабильное, само все делает, только не надо ему мешать и время от времени немного помогать. Очень быстро на дисплее вариометра появились уже знакомые цифры: "1560" и снова как будто уперся в потолок. Дальше подъема нет. Покрутился немного над той же ЛЭП и снова решил возвращаться на место старта, чтобы не идти по полю с рюкзаком и не вызывать автомобиль для подбора меня с дороги. Так, со снижением и лечу туда, где стоят наши машины на окраине лесополосы. И снова на высоте чуть меньше 1100 метров попадается хороший восходящий поток. Такой жалко упускать и в третий раз начинаю выкручивать спираль до высоты.... Правильно, 1560 метров и ни метром выше! Чуть выше меня очередное облачко растворяется в синеве. Держась на этой высоте, с небольшим снижением, долетел до трассы и повернул назад, туда, откуда взлетел. Туту временами стали попадаться сильные нисходящие потоки до 3,5 метров в секунду. Высоту стал терять очень быстро и за два поля до старта оказался на высоте 650 метров. Появилась реальная возможность приземлиться в поле и затем шагать с пудовым рюкзаком километра три по полю. Держу направление поближе к дороге между полями, чтобы хоть до машины подбора идти не слишком далеко. В принципе, уже полетал неплохо. В воздухе часа полтора, высоту набрал неплохую, можно и на посадку заходить. Но тут снова услышал столь приятный уху пилота звук вариометра: высокое "пи-пи-пи-пи-пи". Шкала дисплея вариометра показала вполне приличный подъем, да я и сам его почувствовал "пятой точкой" - пошел вверх как на лифте.
Думаю, что жалко упускать такой хороший термик, покручу еще немного. И начал крутить. 1500 метров, 1600 - прошел заколдованную высоту! 1700 и подъем продолжается. Уже лечу над трассой Пенза - Тамбов, а высота все больше и больше, уже намного осталось до двух тысяч метров. Осматриваюсь. Вот опять церковь, пруд, Ермоловка. Может взять курс на Ермоловку и приземлиться у родственников? Вот будет сюрприз! Как с неба свалился! А может приземлиться у церкви, зайти свечку поставить за здравие всех пилотов? Сориетируюсь по ситуации, а пока долетел до церкви и чуть восточнее, к пруду. Над прудом подъем продолжался, я уже преодолел 2000 метров и почти вплотную приблизился к облаку.
Облака, если на них смотреть с земли или вблизи, совершенно разные. Снизу мы видим красивые белые горы, парящие в вышине и сверкающие на солнце. В облаках каждый может увидеть фигуры животных, лица людей, сказочных персонажей, у кого на что хватит фантазии. Можно часами лежать на земле, греться на солнышке и смотреть вверх, любуясь плывущими над тобой облаками. Вблизи все немного совсем не так. Находясь под облаком ты находишься в его тени и солнышко уже не греет. Даже очень белое и красивое, если смотреть с земли, облако вблизи имеет вид тяжелой серой массы, нависающей над твоей головой. Добавьте сюда еще и холод. В среднем с подъемом на каждые 100 метров температура воздуха снижется на 1 градус. Если на земле +30, то на высоте 2000 метров всего +10. Вблизи облако не ровное снизу, каким кажется с земли, а туманно-серо-расплывчатое, да еще от него отходят серые лапы тумана, которые то разлетаются на мелкие клочья, то втягиваются назад в облако, как бы утаскивая за собой кусочки пространства. В общем, все не так красиво и привлекательно.
И вот я уже вплотную подобрался к кромке облака и решаю - лететь внутрь или нет. С одной стороны, я еще ни разу не залетал в облако и мне просто интересно, как там внутри. С другой стороны, я уже порядком замерз, если выдохнуть не вперед, а немного вверх, то очки мгновенно запотевают, замерзли уши, шея, руки, а в облаке будет еще холоднее, да и вид у него какой-то мрачный. В конце концов, раз уж я так рядом, решил нырнуть и посмотреть. Вариометр показывает высоту 2200 метров. Предварительно развернувшись в сторону старта, вхожу в облако. Земля пропадает внизу, в тумане и я полностью теряю всякую ориентацию. Куда ни посмотришь - вверх, вниз, вправо, влево - вокруг серая мрачная пелена. Нет ни верха, ни низа, никаких сторон света, только сырая сумрачная серость. Стропы уходят вверх и исчезают в тумане, крыла не видно. Стало еще холоднее. Тело начинает бить мелкой дрожью. В середине лета в 30-градусную жару у нас в Пензенской области я очень сильно замерз! Правда, в двух километрах над землей. По рации предаю:
- Это Токарев. Я в облаке, высота 2260 метров. Сбылась мечта идиота! Тут холод страшный! Замерз как собака! Возвращаюсь на старт!
Решаю ничего не делать с крылом - не пытаться пилотировать, а просто дать ему возможность по прямой вылететь из облака, ведь должно же оно когда-то кончиться. Кончилось оно примерно через пару минут. Сначала внизу стала проявляться полоска тамбовской трассы, потом пруд, потом лоскутное одеяло полей, а вскоре видимость во все стороны восстановилась, и я стал высматривать, где же светит солнышко, чтобы в его лучах хоть немного отогреться. Пожалуй, пора домой. Беру курс на точку старта и совершенно спокойно направляюсь туда, где стоят наши машины, и ждут моего возвращения братья-пилоты. Высота потихоньку уменьшается, но ее хватит с запасом, чтобы уверенно долететь до запланированного места посадки. Вдруг вариометр снова бодро запищал, сигнализируя об очередном восходящем потоке.
- Даже и не думай, не пытайся меня соблазнять, - говорю я вариомтеру и прошиваю этот термик насквозь. И вот я над местом старта. Внизу точки наших машин, на поле лишь одно крыло - кто-то еще собирается взлетать. У меня 1500 метров высоты и я еще довольно уверенно парю. Пролетел в сторону Орловского пруда, от него в сторону пруда у Всеволодовки, там на берегу стоит машина, кто-то приехал купаться. Вижу, что кого-то запускают в небо. Вскоре крыло коллеги (это оказался Женя Кульков) начало кружить над полем метров на 400-500 ниже меня. Закладываю спирали, чтобы сбросить высоту и вот уже Женя метров на 100 выше, чем я. ПРимерно на 300 метрах слышу в рации голос Алексея Бортникова:
- Лети на пруд, мы сейчас едем туда купаться. Машину твою подгоним.
Но высота уже не позволяет долететь до пруда, поэтому заложив еще несколько спиралей, приземляюсь практически в ту же точку, с которой стартовал два (или три?) часа назад. Полет окончен. И, только оказавшись на земле, я понял насколько я устал.
Принимаю поздравления коллег по поводу высокого и долгого полета, складываю крыло, смотрю показания прибора. Вариометр зафиксировал числа: максимальная высота от места старта 2261 метр, длительность полета 3 часа 5 минут. Есть сразу два рекорда: по высоте и по времени полета! И в качестве бонуса - близкое знакомство с облаком. Неплохой вышел денек!
P.S. Парамтеры полета были зафиксированы программой XCSoar, которую пилоты используют для сбора информации о сових полетах и последующего ее анализа. Там время полета отличалось от зафиксированного вариомтером, но все равно более двух часов - для меня это рекорд.