Вот и случилось. Я преодолел 1000 метров. Не в длину, в высоту. На параплане. Летать начал три года назад, но летаю редко, маловато, чтобы набраться хорошего опыта и считать себя продвинутым пилотом. В общем, обычный "пилот выходного дня" без всякого фанатизма.
До последнего времени так ни разу и не удавалось преодолеть рубеж 1000 метров по высоте. На затяжках поднимался до 750, было пару-тройку небольших маршрутных полетов на расстояние не более 15 км от места старта, и то не удавалось подняться выше 600 метров. Потому и не улетал далеко. А так хотелось увидеть на дисплее вариометра заветную цифру 1000.
Увидел, и даже больше, чем 1000. Вот как это было.
В прошедший выходной на аэродроме в Каменке стояла тихая жаркая погода. Ветра практически не было - для старта не самый хороший вариант. Чтобы поднять крыло в рабочее положение и разогнаться до скорости отрыва придется бежать дольше обычного, а бегать, когда за твоими плечами крыло 30 кв.метров, мягко говоря, не очень легко. Один из самых опытных парапланеристов Дмитрий Степанников во время неудачного старта получил небольшую травму и от дальнейших попыток взлететь решил отказаться. В небе уже больше часа на планере парил Александр Елистратов, один из наших "гуру", и по рации с восторгом говорил, как хорошо парИтся, какие мощные восходящие потоки и какие прекрасные ему оттуда открываются виды. В общем, я тоже решил взлететь. Разложил крыло, Дмитрий пристегнул меня к буксировочному тросу и дал напутствие старшего и более опытного товарища:
- Бежать придется подольше, но постарайся. Я тебя оторву от земли, а дальше смотри. Если варик (вариометр - прибор, показывающий высоту, а также скорость подъема или снижения) покажет плюс 5 и больше, а высота больше трехсот, то отцепайся и крути. Это значит, что ты в термике (поток восходящего теплого воздуха) и можешь набрать хорошую высоту.
Старенькая белая "пятерка" с установленной вместо крышки багажника лебедкой начала движение, трос натянулся и я побежал. А потом полетел. Дмитрий не только отличный пилот, но и отличный оператор лебедки, оторвал меня от земли очень аккуратно и также аккуратно начал затягивать. Вариометр радовал слух попикиванием, сообщающем о наборе высоты, крыло было стабильно и практически не требовало корректировки курса. Вдруг я почувствовал резкий рывок вверх и вариометр залился резким громким писком с повышением тона - быстрый подъем. Дисплей показывал 380 метров и скорость подъема 6 метров в секунду. Дергаю ручку отцепки и перехожу в свободный полет. Варик продолжал пищать, но уже не таким высоким тоном. Скорость подъема упала до 1, но это все-таки плюс. Делаю вираж вправо и скорость уже 1,5 метра в секунду. Хорошо, я в термике. Теперь надо в нем удержаться сколько можно и набирать максимальную высоту. Вариометр пикает в одном тоне - скорость подъема стабильная, от 0,8 до 1,2 метра в секунду. Но высота растет! Уже 500 метров, 600, 700. Рука устала держать клеванту, но держу, не отпускаю. 800 метров, 900.... Скорость временами достигала 2,5 метров в секунду, но потом снова снижалась до 1. И вот оно, заветное число 1000!
Передаю по рации: "Есть тысяча!". И слышу в ответ: "Крути дальше сколько сможешь. Сегодня база 2400, крути до двух". Это Елистратов из планера мне установку дает. Вижу его белую птицу с размашистыми крыльями выше и немного в стороне. Шипя рассекаемым воздухом он накручивает виражи почти надо мной.
Выше 1000 метров подъем ускорился. 2,5 метра в секунду, 4,5... Крыло начинает раскачиваться, приходится компенсировать клевки и держать, держать его в термике до самого конца, пока не прекратится подъем. 1500 метров, 1600.... Так высоко я еще не поднимался. Но подъем продолжается и надо держаться.
С земли Дмитрий подсказывает, чтобы я шел к облаку и старался подойти к самому темному месту в облаке, там должен быть максимальный подъем. Но если окажусь в облаке, надо сразу складывать "уши" и выходить из него, чтобы не затянуло на большую высоту. Подъем почти прекратился. Высота 1850. Периодически стал терять высоту, уходя из термика, но тут же закладываю вираж и снова его нахожу. Вверх! Выше! Разговариваю со своим крылом: "Ну, давай, мой хороший, еще соточку, еще чуть чуть-чуть. Давай до двух тыщ дотянем и хорош! Ну еще чуточку, давай, постарайся..." Высота 1903 метра. Все, дальше никак. Вариометр запищал в другой тональности, сообщая о снижении. 1875 метров. Кручу виражи в одну сторону, в другую... 1750. Внизу игрушечное оранжевое крыло парит на полем. Это Вячеслав Гринкевич пытается поймать мой термик.
- Слава, это Андрей, какая у тебя высота?
- 450, ничего поймать не могу, одни пузыри сходят, нормального термика нет. Повезло тебе!
Да, мне повезло. Попал в хороший термик и удержался в нем, но теперь пора возвращаться. А может еще попытка? Разворачиваюсь и иду к самой темной точке облака. Другие облака уже на уровне моих глаз, я вижу как слегка клубится их нижняя кромка. Потрясающе! Но добраться до облака не удается. 1600 метров... Чувствую, что мерзнут уши. Шлем у меня открытый, а температура на такой высоте уже градусов 10, да плюс ветер, я же все-таки лечу, скорость по прямой примерно 30 км\ч. Решаю возвращаться на старт. Для сегодня итак неплохо.
Сообщаю по рации, что возвращаюсь на старт. Направляю крыло к точке старта и наслаждаюсь парением. Чуть в стороне и выше накручивает виражи Елистратов. Красивое зрелище! На фоне серовато-белых облаков парит большая белая птица. Облака вот они, рядом, кажется, протяни руку и сможешь оторвать кусочек этой белой воздушной ваты. Горизонт в легкой дымке, земля, как большая тарелка с разбросанными по ней квадратами полей, стекляшками озер, нитками дорог и крупинками домов. Подо мной озеро, на берегу которого видны микроскопические машинки и плещущиеся в воде точки купальщиков. Каменка с высоты 1700 метров кажется совсем небольшой, кукольной. Чуть подальше видна тамбовская трасса и искорки едущих по ней машин. В другой стороне, севернее Каменки видна еще одна кукольная деревушка. Крыло летит стабильно, слышен шепот ветра в стропах параплана. Красота!!!
Подхожу к старту на высоте около 300 метров, чувствую как отогрелись уши, делаю несколько спиралей, снижаясь, и с высоты 50 захожу на посадку по прямой рядом с бетонной полосой прямо на травку. Полет окончен. Тысяча есть! И даже больше. Немного не дотянул до двух тысяч, но не все сразу! Укладываю крыло и довольный подхожу к старту, принимаю поздравления друзей с новым личным достижением.
Удачный денек! Выходной прошел не напрасно.