Из Мукачево направились в сторону Ужгорода на границу. Предстояло покинуть СНГ и оказаться за "настоящей" границей. а не искусственно придуманной после развала Советского Союза.
Украинско-венгерскую границу прошли быстро и без проблем. Офицер спросил меня, куда мы едем. Получив ответ, что в Бекешчабу из Пензы немного удивился и высказал предположение, что на самолете было бы проще и быстрее. Пришлось объяснить, что мы совершаем автопробег, посвященный юбилею нашего города с посещением братских городов. Офицер, видимо не понял зачем нам это надо, поставил штамп в паспорт и пожелал доброго пути. Какое-то время мы постояли на нейтральной территории и наконец-то въехали в Венгерскую республику.
Сразу же после границы на первой же АЗС купили виньетки для проезда по платным дорогам. Стоит такая радость 10 Евро на 2 недели. В Венгрии есть как платные дороги, так и бесплатные. Можно ездить только по бесплатным, и тогда никаких виньеток не надо. Но нам предстояло проехать по автобану до Будапешта, а за такое удовольствие приходится платить. Виньетки наклеиваются на лобовое стекло или, как в нашем случае, имеют вид обычного кассового чека, который мы положили в права на случай проверки. Езда без виньетки по платной дороге стоит 50 Евро, если поймает полиция.
Дороги в Венгрии хорошего качества, причем, все: и платные и бесплатные. Еду я по проселочной дороге, петляющей между деревеньками и думаю: Венгрия, не самая богатая европейская страна, живет, в основном, сельским хозяйством, нефти и газа своего нет, из земли кроме урожая, выращенного своими руками, ничего не качает, а дороги здесь хорошие, деревеньки красивые, чистота и порядок.... Почему?
В Бекешчабу доехали затемно. Немного задержались в пути по техническим причинам. Но нас ждали. Ждал заместитель бургомистра Тибор Кисс и компания из сотрудников мэрии. Встреча была организована в Культурном центре города.
Как и положено гостеприимных хозяевам, гостей усадили за стол, накормили вкусным ужином, напоили местным вином (жаль, что был за рулем - на довелось попробовать вина). А потом пошел задушевный разговор по-русски, по-венгерски и по-английски. Языковой барьер не существовал. Обменялись подарками и поехали отдыхать в загородный отель.
Отель "Fenyves" был хорош, хотя и трехзвездочный. Но после двух с половиной тысяч километров пути для нас он показался просто райским уголком.
Утром после завтрака в отеле возвращаемся в Культурный центр. Там нас ждут те же господа, что встречали накануне вечером и еще группа седых оптимистичных женщин в возрасте "за", причем это "за" далеко за 30, и даже за 40, и даже за 50... После небольшой подготовки Денис совместно с венгерским друзьями провел скайп-мост с Пензой, на экране мы увидели знакомые лица, которые часто видим на экранах телеков дома. Потом Тибор Кисс подписал флаг автопробега, нас угостили бекешчабской колбасой и вновь началось живое общение, уже преимущественно на русском языке.
Оказалось, что жизнерадостные сударыни забальзаковского возраста в прошлом веке бывали в Пензе в качестве венгерских пионервожатых, и принимали в Бекешчабе наших пензенских пионеров с ответными визитами в те давние времена. Они с большим удовольствием вспоминали времена своей молодости и не уставали рассыпаться благодарностями в наш адрес за то, что мы не забыли Бекешчабу и привезли им привет из светлого прошлого. Одна из этих добрых женщин по имени Мария Жибрита рассказала, что у нее есть три внучки - 13 лет (Юдит) и десятилетние двойняшки (Шара и Бори) очень хотят переписываться с детьми из России, причем на русском языке (Мария преподавала русский язык в школе и обучила ему внучек). Если дети читателей моего блога захотят переписываться с девочками из Венгрии, и не по электронной почте, а по старинке - с помощью бумаги, ручки, конвертов и марок, то вот их адрес:
Hungary
Zsibrita Maria
Bekescsaba
Pasztor u. 19.11.9
H-5600
Жибрита - фамилия.
девочки: Юдит, 13 лет
Шара, Бори - по 10 лет.
По окончании встречи и пресс-конференции мы отправились на экскурсию по городу. Надо сказать, что Бекешчаба городок небольшой, с населением 64 000 человек, примерно как наш Сердобск. Улочки чистые, ухоженные, дороги асфальтированные, ровные, много зелени, цветов, велосипедов и велосипедистов.
Есть в Бекешчабе целый микрорайон, который называется Пенза. Здесь установлен памятник дружбе между городами, единственный, оставшийся после того, как страна свернула с социалистического пути развития и вошла в Евросоюз. Но если мы называем города побратимами, то в Венгрии их называют города-сестры и поэтому на стелле изображены две девушки: слева с длинной косой Пенза, справа - Бекешчаба. Разумеется, автопробегайцы сфотографировались в Бекешчабской Пензе.
В Бекешчабе есть свой великий художник, Mihaly Munkacsy, и есть его очень хороший музей. несмотря на всю его провинциальность, музей имеет очень хорошую коллекцию картин и электронных гидов, которые подробно расскажут о каждом экспонате, правда, на венгерском языке.
Поэтому нам про картины рассказывали не электронные гиды, а сотрудники музея.
Нас сводили в мэрию, показали зал заседаний, кабинет бургомистра. Мне понравилась коллекция авторучек на стене. Каждой из этих ручек был подписан какой-либо важный для города документ.
В целом, город оставил очень хорошее впечатление. Почему-то постоянно сравнивал его с Сердобском, и сравнения были явно не в пользу последнего. В Бекешчабе 2 церкви - евангелистическая и католическая. Обе расположены на одной площади, обе по-своему красивы. В центре города проходит канал в котором плавают утки, на площадях работают фонтанчики. Лица людей спокойны и жизнерадостны.
После экскурсии нас вновь накормили очень вкусным обедом, состоящим из блюд венгерской кухни. Все очень вкусно, с большим количеством красного перца. Затем мы заглянули в небольшой продуктовый музей. Ведь Бекешчаба славится фирменной колбасой и вином, которое производится тут же.
Хорошо было в Бекешчабе. Хороший город, хорошие люди, хороший прием. Но время нашего пребывания здесь подошло к концу. Следующий пункт назначения - Будапешт.
А в Бекешчабу мы вернемся. В конце октября в городе проводится фестиваль колбасы. И нас пригласили принять участие в этом фестивале. Поэтому, уезжая, мы не сказали Бекешчабе "прощай", мы сказали "до свидания".