Заявка: Парень и девушка, собираются съездить к православному старцу на остров Валаам,
претерпевают трудности, умудряются бесплатно прокатиться на четырехпалубном теплоходе
и снова начинают верить в Чудеса.
Неореализм - ...часто в основу фильма ложится реально происшедшее событие.
Упор делается не на отвлеченную идею, а на чувства персонажей.
Нередко фильм снимается без разработанного сценария.
В съёмках зачастую принимают участие непрофессионалы.
В неореалистических лентах отсутствует назидательный элемент;
«маленькие люди» показаны с подчёркнутой симпатией, а их проблемы - с состраданием
Съемка ведется единственной субъективной камерой, от первого лица и с закадровым авторским голосом.
Сцена 1:
Салон автомобиля. За окном проносится классический Петербург. Нева.
Кто-то сказал, что чудеса - это просто случаи, когда воля человека угадывает волю Бога. Наши догадки начались еще в Питере.
- Слушай, а давай к старцу съездим ? - сказал я Даше, пока мы мчались в машине по кутузовской набережной.
- Давай.Тока я хочу к какому-нибудь доброму...Только вот мы ниодного старца не знаем...
- .. Ну давай просто у Бога попросим, чтоб он нам старца послал, я думаю ему не сложно будет.
Сцена 2:
Небольшая светлая комната, шум города за окном.
Буквально через час, по дороге с работы домой к нам забежала на чай Нина Любомудрова.
- Нина а ты старцев не знаешь?
- Знаю. Мой духовник - схиегумен Серафим, он на Валааме живет. Француз по национальности, очень хороший батюшка, говорят прозорливый... да я сейчас ему смску напишу - и сразу о вас и договорюсь. Он очень добрый. А доехать до Валаама по воде можно сразу из Питера, от Пролетарской теплоходы ходят.. Прямо к капитану подходите и проситесь.
Сцена 3:
Набережная Невы в районе метро Пролетарская. Причал с тремя пришвартованными теплоходами.
Когда мы подъехали к причалу на Пролетарской я понял, что под теплоходами Нина подразумевала именно теплоходы. Те самые, трех - четырех палубные, белоснежные космические корабли с инопланетянами на борту, которым можно руками посылать межгалактические приветы. И вот мы здесь в порту, за два шага до выхода в космос. Не верю. Чтоб так , за мзду в 1000 рублей с носа, да прямо в руки капитану при всем честном народе ...
Подходим к трехпалубному "Александру Попову".
-Вы на Валаам плывете? А можете позвать капитана? - собрав в кучку все имеющиеся у нас крупицы уверенности и непосредственности, бодро спросили мы матроса стоявшего у трапа матроса. Он направил на нас свой удивленный глаз, и ушел куда то внутрь корабля.
- Капитан спит, - с издевкой (как мне показалось) юноша ответил нам.
Коонечно! Дак по другому и быть не могло! Кто ж нас пустит на Теплоход! Байки какие-то Нина нам по рассказывала.
Кто то тут же нам подсказал, что это еще не полный список космических кораблей отправляющихся сегодня на Валаам. С другой стороны Невы, в Уткиной заводи, тоже есть порт, правда добираться до него не близко. Через пол часа бега, маршруток и рюкзаков мы были в Уткиной заводи.
Сказка рассыпалась на глазах: "Иван Бунин", "Санкт-Петербург", "Кронштадт", иностранцы с чемоданами, проходная.... Да у кого вообще возникла в голове такая бредовая идея вписываться в теплоходы! !! Так же запросто наверное можно без документов летать на боинге, плавать на подводной лодке, ездить в танке! Силы уже начинали заканчиваться, голова не верила, ... а сердце все ждало чуда.
- Слушай, а может там на Попове, на первом причале, капитан проснулся? Они же еще только через 20 мин отплывают!
Опыт подсказывает, что остановить два человеческих тела, разогнанных идеей космического масштаба, практически не возможно. Так вот и мы с причала на причал, мелькают ноги, развевается Дашин белый шарф ... В памяти осталось лишь усталое лицо капитана, который сначала вроде согласился, а потом навсегда исчез в недрах теплохода, да и целый отряд бабушек , хором поющих что-то советское про Ленинград и плавно удаляющихся по Неве в направлении Валаама.
Сцена 4. Приозерск. Небольшой причал на берегу Ладожского озера.
Набравшись спокойствия, мы приняли единственно возможное решение ехать с утра до Приозерска на машине, а от туда на регулярном паломническом "метеоре" до острова. Да , вроде никаких проблем, но как то это все по человечески просто. Особенно прозаичен был капитан с бегающими глазками и странной математической логикой:
- А сколько проезд стоит?
-1200 с человека.
- А не много ?
- Вы ведь туда-обратно? Ну как раз 5000 все вместе.
-????
Еще Кундера писал, что каждая человеческая жизнь, в своем замысле - это прекрасная неповторимая мелодия, и если не поспевать за чудесами, она превратиться в унылый монотонный звук. Хоть и не просто, но нужно стараться поспевать за волшебной палочкой в дирижерских руках.
Сцена 5 остров Валаам
На Валааме мы первым делом направились к Всехсвятскому скиту, где настоятельствовал отец Серафим. О встрече с ним писать я много не буду, скажу лишь, что особенно запомнились его глаза, смотрящее прямо в тебя , добрый и улыбающиеся. Да еще запомнилась молитва с французким акцентом, которую отец Серафим читал над двумя неразумными головами, которые так соскучились по чудесам.
Ну вот цель достигнута. Когда мы вышли из скита, Валаам щедро стал нас угощать хвойным воздухом, дождем и ветром, да и настолько щедро, что было объявлено штормовое предупреждение. Путь возвращения на "метеоре" отпадал и лишь неприступные теплоходы могли доставить нас обратно.
Уже нисколько не надеясь на чудо, а скорее просто из-за вагона свободного времени, мы решили добраться до Воскресенского скита, места швартовки теплоходов на Валааме. И как раз рядом оказался отправляющийся туда экскурсионный "метеор". Ноги сами нас занесли в толпу поломников на пристани, и ,"о боже!", наконец-то, мы нормально, бесплатно, без лишних слов отправились по широчайшим пенным волнам вдоль скалистых берегов, плывя на встречу уже куда более приветливому будущему.
Метод "внезапного проникновения" сработал. А мы уже про него стали забывать. Вроде и воздух тот же самый, и люди вокруг, и природа, а что-то точно произошло. Да и слова мы сказали все те же высокому статному капитану, стоя на трапе огромного белоснежного теплохода...
...но почему-то только теперь заветный ключ лег в наши руки. Мы стояли оторопевшие, и возвращающиеся в привычную реальность. Мир снова в порядке. Намного приятнее иметь несколько часов для прогулки по Валааму, когда тебя неподалеку ждет каюта , на самом уровне воды, с круглым окошком наполовину заполненным водами Ладоги.
Впереди был лесной дождь, и чудесная монашенка на электромобиле, которая оказалась с нами в тот момент, когда мы теряли последний шанс попробовать монастырского молока.
- Вам на ферму?
- Чудеса какие-то, откуда вы узнали? - спрашиваем мы.
- Знаете, это уже и не чудеса, - спокойно отвечает женщина, - тут , на Валааме, о таком даже и не говорят.
В продолжение ее слов, на ферме нам просто отказались продавать молоко и хлеб , усадив нас за длинный трапезный стол и накормив к тому же прекрасным Валаамским сыром.
Сцена 6: Теплоход.
Очень хочется отдельно рассказать про сам Теплоход! Думается, большинство из нас видело его лишь со стороны. Так что же там внутри? Не меньше часа мы с Дашей носились по его палубам, лестницам, бесчисленным пустым кафешкам. Самое классное место на любом теплоходе - это солярий - верхняя палуба, с расставленными шезлонгами, и такая большая , что на ней можно в волейбол играть.
"Ничто не выдавало в Штирлице шпиона, кроме советской винтовки в руках и волочившегося за спиной парашюта" . Несмотря на достаточную многолюдность теплохода, в обществе тех кому за 50, две молодые особи подсевшие на Валааме, были аки два волоска на лысине. (???)дописать
А вообще теплоход - это огромная гостиница, перед которой проплывают рыбаки, лодки, баржи, деревни, города. Теперь я бы мечтал отправится в речной круиз целой дружной кучей. Лишь бы по берегам не растерять никого.
Подарки для двух баловней судьбы на этом не закончились. Как только мы немного устали исследовать лабиринты коридоров и палуб, ноги сами собой привели к ресторану.
Мы сидим на диванчике, в воздухе висит непрекращающийся стук столовых приборов и запах такой близкой трапезы, что рукой подать. Из друзей наших - только Капитан, но он где-то невообразимо высоко и уже превратился в метафизическую сущность.
"Можно ли у вас купить еды? " Уже второй раз за день мы задавали этот вопрос, но похоже в замысле режиссера деньги и еда сегодня были не совместимы. Официантка стала удивленно на нас хлопать глазами будто она вообще не знает, что такое деньги. Когда мы сказали обо всем как есть, то есть что мы просто сели на Валааме и нам очень хотелось бы поесть, девушка убежала и стала кому то звонить по телефону. Чувство нелепости ситуации и страх подставить метафизического Капитана до краев стали переполнять душу. Девушка положила трубку и, все так же хлопая большими ресницами, сказала, что сейчас нам накроют ужин. Так впервые в жизни я почувствовал, что скромность тоже может быть пороком. Что и говорить, без ужина в ресторане и хорошей порции мороженного этот Праздник жизни был бы не полным.
Эпилог:
Еще когда мы бегали с Дашей от причала к причалу, слушали хор бабушек, отплывающих без нас на далекий Валаам, пытались, что-то судорожно расспросить иностранцев о том, когда отплывает "Иван Бунин", а они в ответ рассказывали о значении русской литературы в их жизни, все это уже тогда очень сильно напоминало какой то фильм, который тебе не нужно снять, а нужно прожить. И любая неудача должна в итоге стать неотъемлемой частью сценария, в котором ты и герой и зритель.
В любом фильме есть Тема и Идея. Тему я уже сформулировал в Заявке, а вот Идею фильма мы поняли, только по его завершению, когда сошли на причал в Петербурге. Она очень проста. Жизнь для нас это Чудо, и у этого Чуда есть Режиссер. Наверное он спец в разных жанрах, но для нас он пока припас сценарии лирических комедий. И как самый настоящий режиссер он любит всех своих героев.