Oct 01, 2024 09:58
Перед спектаклем думала: конечно, от любимой танцовщицы в любимом спектакле удовольствие получу наверняка, однако что-то новое увижу вряд ли, отзыв, как и на недавний шикарный "Дон Кихот" с Шакировой и Кимом, можно будет не писать.
Однако "Лебединое озеро" неисчерпаемо. Зигфрид Аскерова был хорош, но привычен, а вот когда появилась Ильюшкина, в первый миг накрыло: не она? Я увидела не знакомую девушку, а Одетту, причём такую, какой не встречала ещё ни разу. Не просто королева лебедей - гордая, сильная, свободолюбивая, - а волшебница под стать Ротбарту, только не черная, а белая. И когда тот заставлял её склониться, она пыталась даже не сопротивляться, а победить. Ей нестерпимо жить под его гнётом, однако она не уйдёт, если одновременно не сумеет спасти подруг. Возможно, вообще её привело сюда именно желание их освободить. И в божественно красивом адажио (какие совершенные линии, графичные, идеально зафиксированные позы, плавные, музыкальные, лебединые движения!), в адажио я вдруг увидела не рассказ о собственных бедах, а описание горестей доверившихся ей подруг. Влюбиться, жалеть себя эта Одетта не готова себе позволить, все её мысли о других - и не замечает, что, когда делится с Зигфридом самым важным и сокровенным, с каждым мигом он становится ей всё ближе, шаг за шагом в него влюбляется. У меня аж сердце пропустило удар, когда стало ясно: случилось, наконец, но она этого не понимает. Вот уже и девушки увидели, тихо впитывают чужое счастье - только эти двое пока ещё слепы. В вариации Одетта словно спрашивает в недоумении: что со мною, объясните? "Влюбилась", - отвечает кордебалет каждым жестом (ох уж этот эффект Ильюшкиной, нить, связывающая её с остальными!). Лишь в бравурной, торжествующей коде Одетта принимает реальность: да, я его люблю. Для нее это равнозначно полнейшему доверию, клятвы ни к чему.
Насколько я легко понимала внутренний мир Одетты, считывала смысл мельчайшего движения, настолько при виде победоносной красавицы Одиллии осознала, что вообще не догадываюсь, что у неё внутри. Потом стало ясно: просто она не человек, а нежить. Идеально имитирующая девушку - настолько, что выглядит совершеннее настоящей. А цель у нежити одна - поглотить, уничтожить жизнь. Вихревым кружением в фуэте или в финальной диагонали Одиллия на моих глазах создавала дыру в пространстве, захватывала его, превращала в ничто. Когда Зигфрид, вспомнив Одетту, попытался вырваться из-под власти нежити, на миг та глянула на него собственным взглядом - с высокомерным, радостным торжеством: ну ладно, продлим твою агонию, так даже лучше! А когда в финале, швыряя в него цветы, захохотала, стало ясно: наш мир для неё не только пища, она его ещё и ненавидит. Поразительный, страшный образ!
В третьем акте был удивительный момент... Одетта лежала без сил, а потом заставила себя встать не потому, что появился Зигфрид, а зная: пока сама жива, не даст погибнуть остальным. И они повторяли её движения, черпали в ней силы. Возникло странное чувство, что Одетта в любой момент могла уйти с Зигфридом и спастись. Оба они это знают, и она пытается объяснить ему, что нет, нет, никогда, она останется тут, со всеми. И показалось, любовь вспыхивает вновь тогда, когда принц принял Одетты решение и сам стал готов поступить так же. Этого и не хватало, чтобы победить злые чары, освободиться самим и освободить всех.
Очень эмоционально сильный и эстетически красивый спектакль.
балет,
Лебединое озеро,
Ильюшкина