Вот древний Египет, который раскопали археологи. А вот английский лорд, который так увлечен древним Египтом, который раскопали археологи, что увидел его во сне. А вот молодой Петипа, который поставил балет об английском лорде, который так увлечен древним Египтом, который раскопали археологи, что увидел его во сне. А вот наш современник Канделоро, который любовно восстановил спектакль молодого Петипа, который поставил балет об английском лорде, который так увлечен древним Египтом, который раскопали археологи, что увидел его во сне. А вот артисты, с упоением танцующие «Дочь фараона» нашего современника Канделоро, который любовно восстановил спектакль молодого Петипа, который поставил балет об вот английском лорде, который так увлечен древним Египтом, который раскопали археологи, что увидел его во сне. И, наконец, вот я, которая смотрит на артистов, с упоением танцующих «Дочь фараона» нашего современника Канделоро, который любовно восстановил спектакль молодого Петипа, который поставил балет об английском лорде, который так увлечен древним Египтом, который раскопали археологи, что увидел его во сне. Так вот, что поразительно, я вижу все перечисленные слои одновременно, и это приводит меня в неописуемый восторг!
Две наши чудесные балерины, Ильюшкина и Батоева, купаются в виртуозной хореографии и очаровательной пантомиме. Чуть больше серьезности - было бы пафосно, а пережать с комизмом - станет вульгарно. Но нет, в этом чудесном блюде всего настолько в меру, что испытываешь наслаждение почти физическое, причем в первом акте я с удовлетворением думала: ура, впереди больше, чем позади, - а когда он пронесся, как единый миг, я утешалась мыслью: ура, предстоит еще танец с кроталами, - ну, а во время танца с кроталами не кричать в душе «ура» просто невозможно. Обожаю этот балет, и кажется, что все, от маленьких детей до артистов кордебалета и прим, не делают положенную работу, а радуются вместе со мной.
Пытаюсь понять, чем так мила мне эта постановка. Понятно, без машины времени восстановить искусство прошлого невозможно. Более того, мы прошли путь в определенном направлении, сформировались новые правила и вкусы, и то, что в девятнадцатом веке представлялось изысканным, сейчас может ужасать. Но хочется иногда отмотать назад, к истокам, когда направление еще не было выбрано и были открыты все пути. Как, к примеру, прерафаэлиты попытались вернуться к живописи, еще не загнанной в привычные нам рамки Рафаэлем. Только они делают это с полной серьезностью, а по мне, идет прекрасная, но игра. Именно так я воспринимаю «Дочь фараона» Петипа-Канделоро. Движения вроде бы классичны, однако мелкие акценты, отличные от принятых сейчас, придают им пикантность старины, и акценты эти совершенно различны в разных фрагментах, формат еще не затвердел, все живет, течет, дышит. И фактически у всех артистов, особенно у эмоционально близкой мне Ильюшкиной, я сквозь виртуозность вижу игру на тонкой грани между прошлым и настоящим, комизмом и серьезностью, преклонением и ласковой усмешкой. Как же нам повезло с этой премьерой!