May 16, 2023 23:51
"Легенда о любви" -- великий балет. "Ромео и Джульетту" до сих пор трактуют, как кому не лень, а "Легенду" переделать никому не приходит в голову -- и не потому что музыка или сюжет недостаточно хороши, а потому что с первой постановки произошло такое попадание, что лучше уже никак.
Немного в сторону: после недавних "Жизелей" шли дебаты о том, что тонко чувствующей девушке странно влюбиться в хлыща вроде Альберта. Я не без горечи подумала, что нынешние мальчики (в отличие от девочек) просто не умеют изобразить романтическую бескорыстную любовь за неимением опыта. Зато сегодня убедилась, что мужчины очень даже умеют:).
Вся четверка главных героев произвела сильнейшее впечатление. Мехменэ Батоевой была в большей степени обычной женщиной со всеми нашими достоинствами и недостатками, чем, к примеру, безупречно царственная Терешкина. В сцене прощания с красотой мне показалось, ее особенно мучила даже не приносимая жертва, а необходимость выбора. Она понимала, что в любом случае потом пожалеет, однако предпочла жалеть о потере красоты, а не о том, что не спасла сестру. Страшный, душераздирающий монолог второго акта был именно об этом. Мехменэ попала в ловушку, из которой не было выхода, любое решение причиняло боль. Погоня за сбежавшей сестрой выглядела не продуманным решением -- скорее жестом отчаянья. Но, увидев Ширин и Ферхада вместе, она поняла, что не готова снова жертвовать собой ради сестры, и придумала способ разлучить их. Всегда удивляясь фразе либретто "Мехменэ Бану умна и коварна", сегодня я ее поняла. Да, царица дала Ферхаду невыполнимое задание с явным злорадством. Но он принял назначенное служение с такой благородной наивностью (или наивным благородством:)), что ей стало еще больнее, потому что она еще сильней его полюбила. Эта Мехменэ мечется, сама не зная, что решит через минуту, и оттого ее особенно жаль. Но в мечтах третьего акта она вдруг отмотала назад и представила, что с самого начала выбрала свою красоту, а не жизнь сестры, и получила вожделенного Ферхада. Дуэт с Кимом кипел эротизмом, однако я как никогда ощущала, что это не настоящий Ферхад -- не художник, а царь. Но любила-то Мехменэ художника, который не остался бы во дворце. Осознав это, Мехменэ поняла, что, как ни больно ей теперь, она не ошиблась, делая выбор.
Зато у Визиря в исполнении Зверева подобных колебаний не было. С первого мига было ясно, что он любит Мехменэ, и во время шествия он упивался не самой властью, как обычно, а тем, что все эти огромные полчища людей может бросить под ноги любимой. Предложи ему отрезать ради нее руку -- согласится, ни секунды не колеблясь и не жалея.
Хотя Ширинкиной сама фамилия велит танцевать Ширин, обычно ее героиня кажется мне блеклой. Сегодня неожиданно понравилась. Да, на фоне сильных и ярких личностей она теряется, но именно поэтому они любят ее и защищают. Она была по-настоящему трогательной и нежной, готовой принять любое решение возлюбленного без размышлений и упреков.
Ну, и Ферхад Кима... едва он появился на сцене, этот чертов перфекционист, который перестанет исправлять свою картину и пойдет гулять с друзьями лишь тогда, когда заставит себя убрать подальше краски, мне стало ясно, что бедным Мехменэ с Ширин никуда не деться, придется обеим его полюбить. И не только потому, что он умеет летать (хотя волшебная стремянка Кима была при нем:)). Балет Григоровича о любви, но и о власти. Государство -- это пирамида. В самом низу крестьяне, дальше пешие воины, затем конные... все шествие построено как движение вверх. Визирь ближе всех к вершине, на которой Ширин и Мехменэ, однако ниже их. Один Ферхад вне иерархии. Голубой молнией перерезает размеренный строй художник, который не мнит себя выше остальных -- ему просто не приходит в голову сравнивать. Он дразнит Ширин, словно обычную девчонку, в которую влюбился. Чудесный беззаботный первый дуэт -- и удивительный второй, полный, скажу без обиняков, невероятно бережного секса. Стремительная погоня, а потом в вариации третьего акта, где Ферхад мечтает, я словно слышала каждую его мысль, чувствовала моменты отчаянья или радости. И когда в финале он уходит в книгу, становясь легендой, а Мехменэ с Ширин склоняются перед ним, понимаешь, что так и должно быть.
Григорович -- гений. А наши артисты его достойны:).
балет,
Зверев,
Кармен,
Легенда о любви,
Батоева