"Легенда о любви", Батоева-Сергеев

Apr 30, 2022 00:34

Вот и появилась у нас новая Мехменэ - не похожая ни на одну другую, однако не менее истинная, чем лучшие из них.
Недавно обсуждала с подругами, что Надежда Батоева - универсальная балерина, которую одинаково интересно увидеть в противоположных партиях одного балета: Ширин или Мехменэ, Гамзатти или Никией. Так что когда после недавней замечательной Ширин Надежде и впрямь дали Мехменэ, сомнений, идти ли, у меня не было.
Я признала героиню с первого же жеста. Эта царица отличалась от привычных - сильных, властных, резких. Мне представился тип Екатерины Второй, не терявшей женственности и правившей железной рукой в бархатной перчатке. Царица, любимая придворными и народом, а для проведения непопулярных мер есть Визирь, охотно берущий на себя всё, что ей не хочется делать самой.
Сергеев, как всегда, создал живой и яркий образ. Умная царица поставила человека ровно на то место, которое идеально ему подходит, и он без злобы, но с наслаждением держит в узде всех, кто ниже, и боготворит Мехменэ.
А она безгранично любит сестру. Когда ей предлагают пожертвовать ради Ширин красотой, выбора нет, Мехменэ готова. Однако, несмотря на предопределённость решения, этот монолог давно так не задевал за живое. На гордых цариц Терешкиной или Кондауровой смотришь снизу вверх, а эта стучится прямо тебе в сердце. И хотя нахожусь в возрасте, когда, по словам любимой писательницы, редко остаётся столько красоты, чтобы приходилось много о ней думать, всё равно представила: буду завтра весить 200 килограмм и иметь морщины, словно мне сто лет... ох, не надо:).
Второй монолог прозвучал не менее остро. Он был о безграничном одиночестве. Единственный близкий человек, с которым можно показать слабость, пожаловаться на горькую судьбу, горячо любимая сестра не только не ценит твою жертву, а резко отдалилась. Ферхад, запавший в душу художник, даже не посмотрит на уродливую женщину. А остальные - просто подданные, для которых ты властитель, а не человек. То, что Ширин сбежала с Ферхадом, стало окончательным ударом.
Однако Мехменэ оставалась царицей. Погоня получилась фантастической! Не люблю усложненные фуэте, зато обожаю одинарные, сделанные быстро, резко и на пятачке, как у Батоевой. Нога хлестала воздух, наглядно посылая войска в погоню. Вообще движения так идеально попадали в музыку, что иногда казалось, Мехменэ держит в руках нити, с помощью которых управляет окружающими.
Очень тронул миг, когда, догнав беглецов, царица потянулась к сестре - нет, не с упрёком, а со слабой надеждой хоть на одно сочувственное слово. И отшатнулась, понимая, что не услышит.
После этого последний монолог показался преодолением себя. Представив любящего её Ферхада, в мечтах целиком отдавшись страсти (а Мехменэ была воистину страстной), она поднялась над жалостью к себе и отпустила ситуацию. Во взгляде, который она бросила на пришедшую с требованиями Ширин, читалось: я столько тебе отдала, что уж бери последнее. И хотя Мехменэ было больно смотреть на сестру в объятиях Ферхада, для меня конец оказался менее горьким, чем всегда. Пережив испытания, царица стала другой, и, возможно, были они не зря...
Поразительный дебют!

балет, Сергеев, Легенда о любви, Батоева

Previous post Next post
Up