Вечер Стравинского. Хореография Петрова

Jul 14, 2021 22:55

Не скрою, шла не на премьеру, а на Сергеева. Музыка Стравинского кажется мне рассудочной и сконструированной, а "Поцелуй феи" когда-то произвел столь сильное впечатление в постановке Ратманского, что другой не хотелось.
В реальности хореография и вообще постановки как таковые очень понравились. В "Байке" и "Мавре" Петров ответил композитору адекватно, сконструировав весёлое, пародийное действие, скажу честно, скрасившее мне скуку музыки.
"Поцелуй феи" и вовсе захватил с первых секунд. Если Стравинский для меня об игре с нотами, то Чайковский, пусть обработанный, о нашей жизни. Вот Юноша Сергеева из холодного, опасного внешнего мира попадает в замкнутое пространство, где можно согреться. Однако за всё приходится платить. Агрессивные люди в чёрном отбирают... не смейтесь, мне почудилось -- смартфон, для многих сейчас олицетворяющий душу. Хотя, наверное, это был фонарик -- для меня тем более душа. И остаётся тёмное, не озаренное больше светом плотское существование, впрочем, по-своему привлекательное (первая фея -- Буланова). Можно порадоваться устроенности быта, даже увлечься девушкой (Невеста Батоева, фея в зеленом Чебыкина), и все станет вокруг голубым и зеленым... хотя, учитывая присутствие на сцене мужчины, напоминающего Чайковского, голубой лучше вычеркнем). И именно теперь, когда вроде бы все хорошо, выясняется, что жить так невозможно. Герой готов на все, чтобы вырваться из тесного мирка обратно, в опасную, зато свободную жизнь. Увы, не дают. И тут приходит... вот не знаю. Несмотря на то, что третья фея у Шакировой получилась агрессивно-страстной, глазами души я под эту музыку видела другой образ, похожий на созданный когда-то в роли Феи Лопаткиной: холодное, неумолимое призвание. Искусство, чего уж там, не отдых и не веселье, но именно оно открыло дверь на свободу. Увы, как открыло, так и закрыло -- вдохновение приходит и уходит исключительно по собственной воле. И тогда седовласый мужчина, сидевший в стороне, четко повторяя мизансцену из "Юноши и смерти", усаживает Юношу на стул и указывает на пространство, заполненное туманом: иди туда, в смерти ты найдешь свободу от всего! Но Юноша не убивает себя, как у Пети -- подобно всем нам, он до последнего борется за жизнь, судорожно бьется в житейском море, иногда вдыхая глоток искусства и стараясь не замечать, что туман смерти все ближе и ближе.
Кстати, две мои подруги увидели в этом балете совсем другое, причем обе разное. И, на мой взгляд, это лучшая рекомендация к тому, чтобы посмотреть.

балет, Буланова, Лопаткина, Сергеев, Батоева

Previous post Next post
Up