Редко выпадает такая удача - чтобы в любимом спектакле дали полностью идеальный кастинг. И вот я дождалась!
Едва зазвучала яркая, говорящая музыка Прокофьева, а на заднике высветились декорации Вирсаладзе - ожившие картинки из сказов Бажова моего детства, - как я выпала из привычного мира, забыв обо всем, кроме происходящего на моих глазах.
Григорович - гений! Многие рассказывали средствами балета о свойствах страсти, а вы попробуйте, как он, - о свойствах власти. Потом будут Мехменэ, Красс, Грозный, а начиналось все с «Каменного цветка». Власть и художник, власть и любовь, власть и народ - все идет отсюда.
Ермакову, как мне кажется, очень близка тема творческого поиска, и Данила-мастер у него получается живой и глубокий. Ты прекрасно понимаешь его метания и не удивляешься, почему Катерина прощает ему все. Ах, какая у Осмолкиной Катерина! Тихая, но твердая, скромная, но гордая, покладистая, но непреклонная. Однако нам рассказали легенду не о любви… точнее, не только о любви, а о России. Легенду старую и при том болезненно актуальную.
Когда появился Северьян Сергеева, у меня перехватило дыхание от узнавания - нет, не любимого артиста, а преследующего меня последние годы образа. Вот он идет, Чиновник, Начальник, самодовольный, высокомерный, уверенный, что все ему позволено, а окружающие - сор под ногами. Наблюдаю их с недоумением: откуда такие берутся? Словно не люди вовсе - прилетели гигантские слизни с Марса, к которым даже невозможно испытывать ненависть - одно отвращение.
Но вот начинается ярмарка, народ веселится, музыка закручивается пружиной, вроде бы радость, счастье - нет, все усиливается ужас, и из этой ярмарки вырастает он, Северьян, и ты вдруг понимаешь: он не пришелец, а плоть от плоти нас, нашего народа. Каждый раб мечтает стать Хозяином - и станет им, едва представится случай. Удивительно, как Сергеев невидимыми нитями связан со всеми артистами на сцене. Его Эспада - порождение ликующей Барселоны, Меркуцио - олицетворение враждующей и солнечной Вероны, а Северьян - дитя русского ярмарочного разгула. Неудивительно, что никто тут не вступается за Катерину, наивно верящую, что на миру ее не тронут. Душой придется пожертвовать ради власти, иначе не бывает.
Или бывает - хотя бы в сказе? Хозяйка Медной Горы в мощном, блистательном исполнении Терешкиной для меня олицетворяла сегодня Россию. Безжалостную, однако не жестокую. Сильную и нелогичную. Равнодушную и любящую. Терпеливую, но до определенного предела. Всевластную и несчастную. А главное, богатую не только недрами, а людьми, способными сделать невозможное - например, каменный цветок. И она растит таких людей, помогает им, хоть и мучает. А Северьяны потом вырастут сами…