"Легенда о любви", Кондаурова-Ермаков-Батоева-Беляков

Mar 26, 2021 12:04


  Есть балеты, которые может вытянуть на своих плечах одна балерина, для успеха других достаточно дуэта, а «Легенда» держится на четырех фактически равноправных персонажах и открывается до конца, когда сильны они все.

Так, к счастью, получилось вчера. Мехменэ Кондауровой с первого мига была не только гордой царицей, но и безмерно любящей сестрой. Впрочем, Ширин Батоевой трудно было не любить. Я специально шла на дебют Надежды. Она из тех редких балерин, которые представляются одинаково подходящими для Ширин и Мехменэ, Никии и Гамзатти. Трудно сказать заранее, какой образ будет создан, но не сомневаешься, что интересный и глубокий.

Так и вышло, но спектакль затронул прежде всего гармоничностью, взаимодействием сильных личностей, раскрывающихся у нас на глазах.

Конечно, у Ермакова нет таких данных, как у Кима (а у кого они есть?). Однако не впервые вижу, как убедителен он в роли творца, художника. А еще он был надежен и эмоционален как партнер. Визиря Белякова я сперва сочла слишком привлекательным, недостаточно резким и жестким, но в тот момент, когда он рассказал Мехменэ о своей любви, вдруг поняла: почему бы нет? Он служит не из властности, а из желания помочь царице. Мне даже показалось, Мехменэ от его признания стало немного легче - а о большем он и не мечтал.

Кондаурова канонически исполнила все сложнейшие движения (тот же прямой мостик, без которого что-то важное теряется), наполнив их сильнейшим чувством. Ее Мехменэ даже разводила Ширин с Ферхадом без злобы, а с огромной нежностью оглаживая их ладонями. И вдруг - раз! - резко сжала пальцы, будто дернула марионеток за веревочки. Поняла, что да - она может сделать обоим очень плохо. Может, но не хочет. «Легенда» ведь, наверное, не о том, что любовь приносит боль, а о том, что даже боль эта -- источник роста души и потому прекрасна. Мехменэ гналась за Ширин, чтобы, посмотрев ей в глаза, спросить: как ты, моя единственная отрада (не должница, нет, об этом не было мысли!), могла бросить меня одну? Почему ты была так уверена, что я помешаю твоему счастью, что даже не попыталась спросить?

И когда она, догнав Ширин, с этим вопросом ласково протянула к ней руки, та вздрогнула, словно от удара, лишь тут поняв, какую боль причинила сестре. Ах, какой был у Батоевой дебют! Последнее время мои любимые Ширин напоминают скорее бабочек (почему нет - трепещущие крылышки и очаровательные перышки-усики в волосах), а Батоева вернула восточную метафору девушка-газель (обожаю овеществленные метафоры Григоровича!). А еще я поняла, что хрустальный блеск костюма, журчащий перезвон колокольчиков с самого начала олицетворяют воду. Ширин -- прохладная чистая вода в жаркий день. И в то же время это, конечно, девочка, которая становится женщиной у нас на глазах так наглядно, что иной раз хотелось потупиться. Она прибежала на вторую встречу с Ферхадом, убежденная, что любовь - это весело и мило. Однако прикоснулась к нему, и ее накрыло. Я вдруг поняла источник знаменитого поцелуйного дуэта из «Парка». Ширин облеплялась вокруг любимого всеми возможными способами, обвивала его, они буквально сливались в одно существо. Мысль о расставании вообще не возникала - как отрубить собственную руку.

В итоге получилось, что подвиг добровольной жертвы совершили все: Визирь, беззаветного служивший Мехменэ, она, отдавшая ради сестры самое дорогое, Ферхад, давший людям воду, и Ширин, готовая его ждать. Потому что когда она прибежала к сестре в финале, я не сомневалась: она терпела столько, сколько вообще возможно, и даже больше. Это поняла и Мехменэ. В финальном трио я вдруг обнаружила, что сестры делают совершенно одинаковые движения. Старшая стала мягче и юнее, младшая взрослее и сильнее. Но они снова вместе и никогда больше не будут одиноки.

Кондаурова, балет, Беляков, Легенда о любви, Батоева

Previous post Next post
Up