Mar 17, 2017 12:59
Все-таки не зря я весь сезон гоняюсь не просто за любимыми артистами, а за их дуэтами! Когда есть отклик, затем отклик на отклик и так до бесконечности, происходит настоящее чудо. Который раз смотрю «Ромео и Джульетту» Дуато, а словно впервые.
Раньше образ его Джульетты не казался мне привлекательным. Но сегодня, когда ее танцевала Валерия Запасникова, а Ромео - Леонид Сарафанов, оба героя стали не просто живыми и настоящими, а знакомыми и близкими. Я работаю с семнадцатилетними, но с учетом темпов взросления это, наверное, вполне соответствует героям Шекспира. Джульетта с Ромео были понятны мне, как любимые ученики, а себя я чувствовала патером Лоренцо, готовым на все, чтобы пусть не мы, а хотя бы эти юные существа обошлись без бед.
Я хорошо знаю каждого из них. Джульетту, с которой часто сложно из-за гиперактивности, но все ее любят за доброту, искренность, интерес к людям. Ромео другой. Она - человек действия, он - размышлений. Она открыта, он замкнут. Ей нужно общение, ему хорошо с самим собой (ах, эта ленивая поза юноши, ушедшего в свой внутренний мир!). Но таких, как он, тоже любят и пытаются привлечь в компанию, несмотря на то, что они достигают больше других, а усилий прикладывают меньше. Любят за спокойствие, снисходительность, ум. И за умение радоваться жизни, воспринимать каждую мелочь, словно подарок - черту, объединяющую этих столь не похожих друг на друга Ромео и Джульетту.
В первой сцене Джульетта счастлива, как бывают лишь подобные натуры, жизнь бурлит в ней, переливаясь через край. Она любит всех вокруг - кормилицу, мать, Тибальда. Но появляется Ромео, сперва заинтересовавший ее, как интересует все на свете, а потом своей особостью, непохожестью дополнивший ее натуру всем, чего той недоставало. Две половины души соединились. Тягучие движения Сарафанова, который танцевал, словно в замедленной съемке, фантастически контрастировали и одновременно сливались с порывистыми движениями Запасниковой, танцевавшей, словно в съемке ускоренной. Сцена на балконе ошеломила. Сложнейшие поддержки выглядели естественными и легкими. Кажется, я могла миг за мигом описать, что чувствовали герои.
Потом было убийство Тибальда. Да, Ромео из тех, кого трудно вывести из себя (его вообще мало что всерьез задевает во внешнем мире), но если уж это сделать, его не остановит ничто. Не сомневаюсь, он убил бы Тибальда даже голыми руками, без шпаги. Так же он убил и Париса - даже не потому, что хотел, а потому что шел к цели. Джульетта легко бросается туда или сюда, но может колебаться или передумать. Ромео решается редко, однако неотвратимо.
Когда в сцене прощания Джульетта протянула Ромео куртку - мол, уходи, -- у меня защемило сердце. Но заплакала я позже, когда девочку ударил отец. Именно в этот момент мир для нее рухнул. Она, всех любящая и всеми любимая, твердо верившая в то, что рано или поздно все обязательно должно быть хорошо, в единый миг переносится в реальный жестокий мир. Это было очень больно, и сперва казалось, Джульетта не выдержит. Она выдержала, только повзрослела. В любом случае, ей не быть больше той светлой девочкой.
Не скрою, мне не близка концепция Дуато с разделением на заведомо непримиримые кланы аристократов и простонародья и оттого беспросветным финалом, без объединения семейств над гробом. Но испуг Джульетты, очнувшейся в склепе, и ее самоубийство были сыграны так, что пусть они останутся последним впечатлением от спектакля. Может быть, это поможет хоть не Монтекки и Капулетти, а нам с вами стать добрее к юным.
балет,
Сарафанов,
Ромео и Джульетта