"Баядерка", Вишнева-Терешкина-Пономарев-Ким-Аскеров

Jun 11, 2016 11:20

Спектакль получился неожиданным. Первые два акта я думала, что он будет фактически идеальным. Чтобы все четверо главных героев захватывали меня так, что от каждого боишься на миг оторвать глаза - такое счастье случается редко. Правда, 1 мая этот состав я уже видела. Но за полтора месяца Ким убрал то единственное, что мне казалось его огрехом, -- напряженность поддержек. Вчера Вишнева не просто пушинкой взлетала к нему на руки - казалось, он вообще к ней не прикасается, Никия парит рядом исключительно силой взаимного притяжением влюбленных. После второго акта у меня даже голос сел от эмоционального потрясения.
Но антракт все тянулся, пока не объявили, что в третьем акте Кима заменит Аскеров. Сразу расставлю точки над i. Технически Аскеров станцевал достойно, да и вообще заслуживает благодарности. Но в нынешней ситуации не могу умолчать, что он принадлежит к тому типу романтических танцовщиков, которые меня смешат. Вместо благородства и драматизма я вижу бытовую приземленность каждого движения в сочетании с самодовольной пафосной игрой - и невольно хихикаю в кулак. Из-за данного партнера даже пропускаю «Бриллианты» с любимой Терешкиной. Вчера с Теней уходить не хотелось - но история в итоге сложилась странная:).
Однако начнем все же с Вишневой-Никии, Пономарева-брамина, Терешкиной-Гамзатти и Кима-Солора. Не откажусь от сравнений, сделанных на прошлом их спектакле. Никия Вишневой - священный огонь. Усмиренный, живущий внутри алтаря, но в любой момент готовый вырваться наружу - и тогда его уже не остановишь. Гамзатти Терешкиной - бриллиант. Каждое движение словно дает новый всплеск ослепительного, прекрасного, не способного согреть света. Острые, четкие грани завораживают, а итальянские фуэте Терешкина скрутила так, что я увидела торжествующий праздничный фейерверк. Солор Кима - стрела. Он несется в вариации, напряженный и одновременно свободный, безудержный, разящий - и не умеющий остановиться, если уже послан в цель. А заноски Кима ранили меня в самое сердце:).
Но по сравнению с прошлым спектаклем я увидела нечто новое. Если раньше мне казалось, что брамин молится у священного огня об избавлении от любви, то теперь - что он всматривается в него, пытаясь прочесть будущее, задает богам самые главные для него вопросы. Вспомнился любимый Щербаков: «И если да -- какою ценой? А если нет -- почему?» Ответ был получен - и страшен. Однако брамин его принимает. В какой-то момент он делает жест, отсекающий возможность выбора, проходит точку невозврата. Он понимает: если богам прискучило наблюдать за мирным течением жизни и захотелось развлечь себя драмой - бороться бесполезно. Остается положиться на их волю.
Никия Вишневой в этом на него похожа. В своем танце она тоже чутко прислушивается к богам, пытается понять, чего они хотят. Только опытный брамин понимает их сразу, а Никия колеблется. То, что его любовь следует отвергнуть, для нее очевидно, но вот как быть с Солором? А потом она взглядывает в лицо Солора - и тоже проходит точку невозврата. Не знаю, бывает ли подобное с вами. Перед принятием важного решения ты мучишься, выбираешь - а потом правильный ответ встает перед тобой с такой определенностью, что начинаешь удивляться: как вообще ты мог колебаться? Выбора на самом деле не было. И словно гора падает с плеч.
Так случилось с Никией, и наступившее счастье было беспредельно. От их дуэта с Солором перехватывало дыхание. Никия полностью расслабилась. Она уловила волю богов и положилось на нее.
Зато Солор - человек власти - на это в принципе не способен. Он не просто привык ко всеобщему подчинению и не сомневается в нем. Меня поразило, как он небрежным движением рук управлял Магедавеей, словно марионеткой. Такова же Гамзатти Терешкиной. Оба способны на сильные страсти не менее, чем Никия или брамин. Но мозг не отключается ни на минуту, постоянно просчитывая варианты в поисках лучшего, ибо выбор делаешь ты, а не боги. Это уже в крови.
Когда Никия танцует с рабом на помолвке Солора, он не в силах отвести от любимой взгляда, понимая, что только она способна вывести его в иные, горние пределы, показать недоступный мир, Гамзатти же навсегда закупорит в мире привычном. Тем не менее, стоит Гамзатти мельком на Солора взглянуть, и тот отворачивается от Никии. Даже при душевном потрясении он автоматически ведет себя разумно. Так и Гамзатти, обнаружив, что нелюбима, лишь наедине с собой способна расслабиться. При появлении служанки она выпрямляется даже не потому, что полагает это нужным, а потому, что иначе не может.
Тем сильнее действует сцена, когда Гамзатти падает перед Никией на колени. Это случается именно после рассказа о клятве у огня. Царевна вдруг понимает, что у баядерки есть нечто, чего Гамзатти Солору дать не может и не сможет никогда, - умение слышать богов, обращаться к ним. Тут-то она и пугается по-настоящему. Да еще Никия, охваченная священным безумием (по воле богов огонь вырвался из алтаря), хватается за кинжал. Фантастически сыграно обеими!
Однако Гамзатти быстро сознает, что главная сила Никии одновременно является и ее слабостью. Как, кстати, у брамина. Когда человек богов пытается действовать по собственной, а не по их воле, все происходит не так, как он рассчитывал. Тут человек власти всегда победит. Брамин надеется уничтожить Солора - а губит Никию (чего еще, спрашивается, он мог ожидать, отправившись к радже вместо того, чтобы покорно принять свою судьбу?). Никия, придя на свадьбу Солора, забывает о смирении перед высшей волей, пытается вернуть любимого и напоминает ему о клятве. Но боги все равно получат свое. Впервые мне казалось, что, даже не будь в корзине змеи, Никия погибла бы, настолько полностью в тарантелле боги забрали себе ее душу и тело, вымотали, опустошили.
И с этого мига пошло странное. Никия падает - но Солор не бросается к ней, как обычно. Он поворачивается к ней спиной и протягивает руку Гамзатти - а та демонстративно и брезгливо ее не принимает.
Благородный рыцарь оказался предателем - и в третьем акте пелена падает у нас с глаз. Мы видим ссутулившегося, нелепого, суетливого человека, на которого тень Никии смотрит с отстраненным удивлением - как подобного можно было любить? Да и есть ли вообще любовь на свете или лишь иллюзия, самообман? Все чувства - тщета, а материальный мир - лишь видимость.
А еще вспомнились очередные стихи.
В мое окошко дождь стучится.
Скрипит рабочий над станком.
Была я уличной певицей,
А ты был княжеским сынком.
Я пела про судьбу -- злодейку,
И с раззолоченных перил
Ты мне не рупь и не копейку, --
Ты мне улыбку подарил.
Но старый князь узнал затею:
Сорвал он с сына ордена
И повелел слуге -- лакею
Прогнать девчонку со двора.
И напилась же я в ту ночку!
Зато в блаженном мире -- том --
Была я -- княжескою дочкой,
А ты был уличным певцом!

Баядерка, балет, Пономарев, Терешкина, Вишнева, Ким

Previous post Next post
Up