«Ключ дождя» и «ключ парносы»

Sep 11, 2014 15:59


Канун Шабос главы «Ки совой»
17 элула 5774 года / 12 сентября 2014 г.

Сказано в мидрашах, что Всевышний «держит при Себе», не доверяя ангелам, ключи от трех жизненных материй: от воскрешения мертвых, от вынашивания детей и от дождя. Хофец-Хаим поясняет: если бы ангел определял, кто воскреснет в конце дней, он бы не допустил к вечной жизни многих евреев, ибо они не учили Тору. Поэтому Всевышний Сам будет решать этот вопрос и в Своем милосердии находить у них другие заслуги (например, Он может посчитать, что они достойны воскрешения, так как поддерживали мудрецов Торы). Подобным же образом ангел может приговорить к смерти большое число рожениц, а Б‑г терпелив по отношению к ним. И, наконец, если бы ангелу было поручено назначать людям средства к существованию, и он заметил бы, что люди не служат Творцу надлежащим образом, то лишенные самых необходимых средств люди были бы обречены на смерть. Однако Сам Всевышний, будучи источником милосердия, поддерживает даже тех, кто этого не заслуживает.

…Каждое утро мы все отправляемся на работу, чтобы в силу своих возможностей заработать себе на жизнь и на содержание своей семьи. С другой стороны, ясно, что только Б‑г, и никто другой, обеспечивает и кормит весь мир, включая нас с вами. Каков же наш вклад в те усилия, которые Творец прилагает для обеспечения нашей жизни?

В одном из благословений нашей недельной главы «Ки совой» сказано: «Откроет Г‑сподь для тебя Свое сокровище доброе, небеса, чтобы дать дождь земле твоей во время свое и благословить всякое дело рук твоих» (Дворим, 28: 12). Г‑сподь ставит нас в известность, что если мы прислушаемся к Его голосу и будем исполнять Его заповеди, то Он откроет врата Небес, через которые изливаются на землю живительные благодатные дожди. Это - тот самый «ключ дождя», о котором упоминалось выше.

Ссылаясь на слова царя Давида: «Открываешь Ты руку Твою и насыщаешь все живое по его желанию» (Теѓилим, 145: 16), наши мудрецы утверждают, что этот стих говорит также о благосостоянии человека. Всевышний щедрой рукой удовлетворяет потребности всех живых существ в мире. Тогда можно считать, что в Его руках есть еще один ключ - от парносы человека. То есть, помимо «ключа дождя», с помощью которого Создатель питает этот мир, есть и другой ключ, с помощью которого Он благословляет «всякое дело рук» человека, удовлетворяет его материальные потребности.

В чем разница между «ключом дождя» и «ключом парносы»? На первый взгляд их трудно различить. Кажется, что оба они представляют одно и то же, только выражены разными словами.


На самом деле, хотя дождь и парноса представляются нам имеющими одно и то же содержание, каждый из них выражает разные понятия. Дождь символизирует щедрость, нисходящую свыше, благословение, что приходит с неба, изобилие, исходящее от дарителя - со стороны Б‑га. Парноса символизирует принимающего это изобилие человека, который трудится, добывая себе средства к существованию за счет изобилия, что послано ему сверху.

Дождь падает с неба, он приходит без вмешательства человека. В то время как парноса - результат деятельности человека, который зарабатывает на жизнь с помощью дождя. Вспахивая и засевая землю, орошенную дождем, человек собирает урожай, получая таким образом пропитание. Следовательно, парноса - это использование и воплощение щедрости, ниспосланной свыше, посредством работы самого человека.

«Ключ дождя», несомненно, находится в руках Всевышнего. Только Он решает, когда пойдет дождь, где и в каком количестве. Изобилие, которое спускается сверху в этот мир, зависит только от силы Б‑жьей. Но и ключ парносы, ключ к получению изобилия, ключ к нашей деятельности - также в руках Всевышнего.

Как это надо понимать?

Человеку заповедано работать для получения средств к существованию, ему велено идти и делать свою работу. Царь Давид говорит в своих псалмах: «Человек выходит к занятию своему, на работу свою до вечера» (Теѓилим, 104: 23). Тора повелевает человеку: «Шесть дней работай и делай всякое твое рукомесло» (Шмойс, 20: 9). Существуют мнения, согласно которым это такая же повелевающая заповедь, как и другие мицвойс, записанные в Торе.

Но человек должен знать и понимать: несмотря на то, что он идет каждое утро на работу и прилагает усилия, чтобы заработать, его трудовая деятельность - только средство для получения благословения и милости от Б‑га. Средства к существованию, которые он получает от работы, являются результатом Б‑жественного благословения. Как сказано: «И благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всем, что будешь делать» (Дворим, 15: 18). На человека возложена обязанность трудиться, и вследствие этого он получит благословение от Творца.

Человек должен осознать, что его работа состоит лишь в изготовлении «сосуда» для излияния Б‑жественного благословения. Царь Шломо говорит: «Благословение Г‑сподне - оно обогащает, а с ним уж не узнает он, благословенный, горя» (Мишлей, 10: 22). Богатство приходит только силой Б‑жьего благословения, а человек обязан своим трудом сделать сосуд для этого благословения.

Кроме того, человек должен знать, что просто изготовление сосуда для получения изобилия и благословения не имеет само по себе особого значения. Ни его работа, ни сам сосуд, который он сделает, не являются тем, за что он получает благословение Б‑жье. Ему следует глубоко внедрить в собственное сознание тот факт, что он создает сосуд для Б‑жественного благословения, тот факт, что он идет на работу каждый день, - все это только потому, что так повелел ему Всевышний.

Б‑г хочет наградить человека богатством, и поэтому Он указывает ему, что единственный способ получить его - это работа, изготовление сосуда. И если человек идет на работу, создает сосуд, то только потому, что это воля Б‑жья.

Наша работа, создаваемый нами сосуд - это способ, с помощью которого Б‑г хочет дать нам благосостояние. Наша работа, на самом деле, это работа Всевышнего. Просто вместо того, чтобы дать нам парносу чудесным, сверхъестественным способом, Он дает нам средства к существованию в виде зарплаты за нашу работу. Но это проявление Самого Б‑га.

Творец создал природу, установил, что человек зарабатывает себе на жизнь собственным трудом. Но природа не имеет смысла существования сама по себе - она способ проявления Создателя, Который таким образом питает этот мир.

Об этом, в сущности, и говорят наши мудрецы: не только «ключ от дождей» находится в руках Б‑га, не только дождь и изобилие приходят сверху, но также «ключ парносы» находится у Всевышнего. Труд человека, его благосостояние - получение изобилия в результате деятельности человека, тоже открываются ключом Создателя, ибо они также дело рук Его.

Создание сосуда - это не дополнение человека к дождям и изобилию, исходящим от Б‑га. Создание сосуда, парноса являются частью сокровищ Всевышнего. Человек изготавливает сосуд только потому, что это Б‑жья заповедь. Сказано нам: «И благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всем, что будешь делать». И только по этой причине мы делаем свою работу. И сам факт, что мы создаем «сосуд», работаем для достижения собственного благосостояния - это дело Создателя. Всемогущий решил поддержать нас таким образом, который кажется естественным, посредством нашей работы, но и естественный сосуд - это ключ Всевышнего. Как сказано: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу в свое время. Ты даешь им - они принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом» (Теѓилим, 104: 27, 28).

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (948 КБ).

Ки таво, Ки совой, ki savo

Previous post Next post
Up