Канун Шабос главы «Воэсханан»
12 ова 5774 года / 8 августа 2014 г.
Незадолго до смерти Баал-Шем-Това к нему обратился шамес (служка) и встревожено спросил: «Рабби, вы вознесетесь на Небеса, и что станет с моими заработками? Кто даст мне пропитание?!» Баал-Шем-Тов ответил: «Странствуя по еврейским общинам и рассказывая им о моей жизни, ты обретешь хлеб насущный…»
Когда душа праведника покинула этот мир, шамес последовал его совету. Купив лошадь и повозку, он переезжал из города в город, делясь с евреями историями и воспоминаниями о своем хозяине. Но, к его большому разочарованию, денег, которые он собирал, едва хватало на еду ему и корм для лошади. Долгие недели и месяцы колеся из местечка в местечко, он часто размышлял, почему же обещания Баал-Шем-Това о его достойном заработке не воплотились в жизнь!
Однажды на постоялом дворе, встретился ему магид (проповедник), который, пытаясь заработать на жизнь произнесением проповедей, тоже странствовал по городам и весям. Оба были разочарованы теми жалкими крохами, которые доставались им за их выступления, и они разговорились, сетуя на жизнь.
Неожиданно магид воскликнул: «Ты ведь рассказываешь о Баал-Шем-Тове, верно? Во время странствий я познакомился с одним богатым человеком, любителем историй о рабби Исроэле. Живет он неподалеку, езжай к нему, и он щедро наградит тебя за рассказы».
Шамес услышал эти слова, и в его сердце затрепетала надежда. Он, не откладывая, запряг лошадь и отправился в путь, добравшись до места в пятницу. Ему указали дом богача. Магид оказался прав: богач встретил шамеса с распростертыми объятиями: «Вы удостоились чести служить Баал-Шем-Тову?! Будьте моим гостем и проведите со мной эту Субботу, что станет для меня незабываемым событием. Вы будете спать в самой лучшей комнате, и я дам вам все, что пожелаете. Только одна просьба есть у меня: прежде, чем идти в микву перед Субботой, пожалуйста, расскажите мне хотя бы одну историю о святом рабби Исроэле!»
«С радостью!» - воскликнул шамес, но внезапно… все истории упорхнули из его памяти! «Я немного устал с дороги, - объяснил он щедрому хозяину, - и ничего не могу вспомнить. Отдохнув и помолясь, я расскажу вам столько историй, сколько пожелаете!»
После обильной и изысканной субботней трапезы хозяин, его семья и многочисленные гости с вниманием обратились к шамесу Баал-Шем-Това, предоставив тому честь рассказать историю о своем великом хозяине. Он встал, отчаянно пытаясь вспомнить хотя бы один сюжет - ничего не приходило на ум, десятилетий верного служения Баал-Шем-Тову как и не бывало! От стыда он готов был провалиться сквозь землю. Гости начали шептаться, сомневаясь, что он когда-либо служил у Баал-Шем-Това. Однако хозяин, улыбнувшись, сказал: «Не волнуйтесь, я уверен, что ночной сон восстановит вашу память…»
Но наутро странное состояние повторилось. После такого позора шамес только и ждал исхода Субботы, чтобы собрать пожитки и с позором бежать. Однако за несколько минут до окончания Субботы он вдруг вспомнил одну историю, хоть и одну - но какую! Он не замедлил начать повествование, прежде чем она исчезла из его памяти:
- Однажды я сопровождал Баал-Шем-Това в его поездке. После долгого путешествия мы добрались до небольшого городка и, остановившись у дома одной еврейской семьи, попросили разрешения войти. Неожиданно хозяева начали плакать и умолять: «Пожалуйста, уезжайте! Мы не можем принять вас и поставить под угрозу ваши жизни!» Оказалось, что один из самых известных христианских священников страны, крещеный еврей, приехал в город и готовится выступить перед жителями. Евреи опасались, что после его подстрекательских речей в городе может начаться еврейский погром!
Баал-Шем-Тов заверил их, что все будет хорошо. Мы зашли в дом, и после короткой совместной молитвы Баал-Шем-Тов встал возле окна, выходящего на главную площадь городка. Сотни возбужденных жителей собрались на ней, внимая словам священника. Он говорил с большим воодушевлением, оглядывая всех собравшихся, но вот его глаза встретились с глазами Баал-Шем-Това, который жестом подозвал его. Как ни странно, священник прервал речь и подошел к окну.
«Как ты смеешь подстрекать народ против евреев?! - спросил Баал-Шем-Тов. - Знаешь ли ты, сколько людей пострадало из-за этого?..» Они долго беседовали, и обличающие слова Баал-Шем-Това проникли в сердце священника. Он заплакал и сказал, что сожалеет о своих злодеяниях, пообещал вернуться к вере своих предков и попросил у Баал-Шем-Това подтверждения тому, что его тшува не будет отвергнута Творцом. «Когда к тебе придет человек и расскажет о нашей сегодняшней встрече, ты поймешь, что твое раскаяние принято Небесами», - ответил ему Баал-Шем-Тов…
Не знаю, что случилось потом с этим священником, - сказал в заключение шамес, - но это история, свидетелем которой я был сам.
Все собравшиеся были в полном восторге. Хозяин дома тоже тепло поблагодарил гостя за трогательный рассказ.
После исхода Субботы богач заперся в своей комнате и вскоре вышел оттуда, неся в руках тяжелый кошель с золотыми монетами. «Это плата за историю», - сказал он. Шамес был поражен: в кошеле оказалась огромная сумма денег, которая в одночасье превратила его в богача! Но он отказался взять деньги.
«Бери-бери, ты их честно заработал! - сказал богач. - Ибо священником, о котором шла речь, был я! Всю свою жизнь я ждал тебя, чтобы получить знак свыше о том, что мое раскаяние принято. Когда я увидел тебя вчера на пороге своего дома, я тотчас узнал в тебе шамеса Баал-Шем-Това. Когда память тебе изменила, я понял, что моя тшува еще не принята Небесами. Всю Субботу я плакал и умолял Творца принять мое раскаяние, и вот, в конце концов, ты вспомнил мою историю, и я понял, что Всевышний простил меня… Эти деньги лишь малая часть моего богатства, и я даю их тебе в знак благодарности за то, что ты стал посланником Небес, сообщившим мне столь радостную весть».
…Несколько лет назад ученые США и Израиля провели исследование, в ходе которого были опрошены 500 евреев-ашкеназов в возрасте от 95 до 107 лет, с целью выяснения секрета их долголетия. Исследование показало, что дольше живут те, кто чаще жалуется на жизнь, выплескивает все свои эмоции наружу, не оставляя горечь потерь и неудач внутри себя (может быть, близкое окружение этих людей живет гораздо меньше, но исследование на эту тему еще никто не проводил). Также исследователи пришли к выводу, что евреи-ашкеназы живут дольше средних показателей продолжительности жизни, которые в США составляют 78 лет, а в Израиле - 80.
Талмуд (трактат «Брохойс», 8а) рассказывает о рабби Йоханане, который был долгожителем в Земле Израиля. Однажды ему сообщили, что в Вавилоне люди тоже доживают до глубокой старости. Удивился рабби Йоханан и спросил: «Неужели евреи, живущие вне Святой земли, могут жить долго?! Ведь Тора обещает долголетие тем, кто живет в Земле Израиля!»
Во второй части молитвы Шма, которая находится в Торе в главе, читаемой на следующей неделе, говорится, что долголетия удостоится каждый, кто соблюдает заповеди: «И будет: если внимать будете заповедям Моим…» Тогда Б‑г обещает: «Чтобы множились ваши дни и дни ваших сынов на земле, которую клялся Г‑сподь отцам вашим дать им» (Дворим, 11: 13, 27). Упоминание о награде долголетием мы найдем и в нашей недельной главе «Воэсханан», где приведены Десять заповедей. В пятой из них сказано: «Почитай отца твоего и твою мать, как повелел тебе Господь, Б‑г твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо было тебе на земле, которую Г‑сподь, Б‑г твой, дает тебе» (Дворим, 5: 16). Снова Тора обещает долголетие только для живущих на Земле обетованной. Вот почему рабби Йоханан был так удивлен, услышав, что в Вавилоне евреи тоже живут долго. Ему объяснили, что евреи каждый день, утром и вечером, ходят в синагогу молиться. На что рабби Йоханан заметил: «Теперь я понимаю, почему они живут дольше». Но что именно успокоило его? Где в Торе можно найти обещание долголетия для тех, кто ходит в синагогу?
Следует отметить, что благословение на долголетие в Торе часто употребляется, как общее обещание вознаградить соблюдающих заповеди. А кроме того, мы обнаруживаем, что это благословение дается в награду за исполнение некоторых отдельных заповедей. Одну из них мы уже упоминали - почитание родителей. Это обещание написано в тексте Пятикнижия дважды: в нашей недельной главе при перечислении Десяти заповедей и в Книге Шмойс (20: 12), когда Тора приводит их в первый раз. Но есть и другая заповедь, за исполнение которой Тора обещает долгую жизнь без каких-либо условий и упоминания Земли Израиля: «Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, птенцы или яйца, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери, которая над детьми. Отпустить должен ты мать, а детей бери себе, чтобы хорошо было тебе и длить тебе дни» (Дворим, 22: 6, 7). И еще одна заповедь, за соблюдение которой Тора обещает долголетие, - это честность в ведении бизнеса и торговли: «Весовой камень полный и верный пусть будет у тебя, мера полная и верная пусть будет у тебя, чтобы продлились дни твои на земле, которую Г‑сподь, Б‑г твой, дает тебе» (Дворим, 25: 15). Но где сказано, что долголетие даруется тем, кто ходит в синагогу?!
Пророк обещает от Имени Творца: «Хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они» (Йехезкель, 11: 16). Это означает, что синагоги («малые святилища») вне Земли Израиля уподобляются по уровню святости Иерусалимскому Храму. А Талмуд (трактат «Мегила», 8а) добавляет, что «синагоги и дома учения Вавилона будут перенесены в Землю Израиля».
В чем же состоит особая святость Храма и Земли Израиля? Почему мы три раза в день в наших молитвах просим Всевышнего: «И да удостоимся мы увидеть своими глазами, как вернешься Ты, по милосердию Своему, в Сион»? Без сомнения, уникальность Земли Израиля, это не «просто» Кейсария и Масада, хотя никто не возражает, что они являются особенными достопримечательностями для туристов. Неповторимость Земли Израиля в том, что это Святая земля, место, где мы чувствуем особенную близость к Творцу.
В Земле обетованной мы более явно ощущаем Б‑жественное провидение. Каждый житель Израиля знает, что наши успехи на Святой земле - это череда чудес, которая длится с 1948 года (а на самом деле - даже с еще более ранних времен) до сегодняшнего дня. Каждая война - это чудо, и каждый мирный день - тоже чудо! Так что евреи, живущие в Израиле, более чем кто бы то ни было чувствуют присутствие Всевышнего на этой земле.
А в голусе именно синагога является тем местом, где мы наиболее сильно чувствуем свою связь с Б‑гом. Когда евреи собираются там для совместной молитвы, они явно чувствуют присутствие Шхины. Синагога является частью Земли Израиля, она - словно посольство Святой земли, в котором применимы законы и правила ее святости. Поэтому когда рабби Йоханану сказали, что евреи-долгожители Вавилона каждый день собираются в синагоге для молитвы, он успокоился, так как это не вступало в противоречие с тем, что Тора пообещала долголетие живущим на Земле обетованной. Посещающий синагогу приравнивается к живущему в Святой земле!
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (976 КБ).