Не сосредотачиваясь лишь на духовном

Jul 10, 2014 16:06


Канун Шабос главы «Пинхос»
13 тамуза 5774 года / 11 июля 2014 г.

После того как душа Баал-Шем-Това покинула этот мир, его ученики обратились к рабби Цви, сыну праведника, с просьбой занять место отца. К всеобщей радости, рабби Цви согласился принять на себя руководство хасидами. В течение года он старательно исполнял функции Ребе. Но на следующий день после йорцайта (годовщины смерти) отца рабби Цви обратился к собранию хасидов: «Сегодня мне явился отец, он сказал мне, что Шхина (Б‑жественное присутствие) переместилась из Меджибожа в Межирич, и по решению Небесного суда я должен передать руководство движением рабби Дов-Беру». Наступила тишина. С удивлением следили хасиды за тем, как рабби Цви снял с себя свои белые одежды и возложил их на рабби Дов-Бера, Магида из Межирича.

Покорность и смирение рабби Цви были достойны восхищения. Известно, что многие великие люди не очень охотно отказывались от своей главенствующей роли и не спешили оставлять свои руководящие посты, а сын Баал-Шем-Това легко отказался от руководства, устраняя себя полностью перед новым лидером!

В тот день Магид из Межирича встал во главе движения хасидизма, которое под его руководством получило широкое распространение и пустило глубокие корни в еврейских общинах Восточной Европы…


Наша сегодняшняя недельная глава «Пинхос» начинается с описания вознаграждения, полученного Пинхосом от Всевышнего: «И говорил Г‑сподь Моше так: «Пинхос, сын Элазара, сына Аѓарона-священнослужителя, отвратил ярость Мою от сынов Израиля тем, что возревновал Моей ревностью среди вас, и не истребил Я сынов Израиля ревностью Моей. Потому скажи: вот Я даю ему Мой завет, завет мира. И будет ему и потомству его после него заветом священнослужения вечного за то, что возревновал он за Б‑га своего и искупил сынов Израиля» (Бамидбор, 25: 10-13).

За то, что в своем рвении за Г‑спода Пинхос убил грешников на месте и тем самым отвратил гнев Всевышнего от сынов Израиля, он удостоился коѓенства на вечные времена (то есть он сам и его потомки во всех поколениях обрели право осуществлять служение в Храме).

Почему только Пинхос получил такую награду, а Моше, который также много раз защищал сынов Израиля от гнева Г‑спода, все же остался лишь левитом и не удостоился, чтобы его сыновья унаследовали его величие?

В продолжении нашей недельной главы, когда Б‑г сообщает Моше, что он должен покинуть этот мир: «И приобщишься к народу своему также и ты, как приобщился Аѓарон, брат твой» (Бамидбор, 27: 13), - Моше обращается к Всевышнему с просьбой назначить другого руководителя вместо него: «Да поставит Г‑сподь, Б‑г духов всякой плоти, мужа над общиной, который выйдет пред ними и который войдет пред ними, и который выведет их и который приведет их. И да не будет община Г‑сподня как овцы, у которых нет пастуха» (там же, стихи 16, 17). Раши объясняет, что Моше-рабейну хотел, чтобы его сыновья встали во главе народа. Однако эта просьба Моше не была исполнена, Б‑г назначил вместо него Йеѓошуа бин-Нуна.

Нам предстоит разобраться и понять, почему Пинхос получил столь большое вознаграждение всего лишь за один самоотверженный поступок, а Моше, который многократно ходатайствовал за евреев перед Б‑гом и спасал их от неминуемого уничтожения, не стал коѓеном, не вошел в Землю Израиля и ничего не оставил в наследство своим родным сыновьям.

Дело в том, что прослеживается существенная разница между тем, как действовал Моше, защищая сынов Израиля перед лицом Всевышнего, и подвигом Пинхоса. Моше смирял гнев Создателя молитвой с просьбами о том, чтобы приговор, вынесенный евреям за их грехи, был отменен или смягчен. Пинхос отвел гнев Б‑жий своими собственными решительными действиями: «возревновал он за Б‑га своего и искупил сынов Израиля». И самоотверженный поступок Пинхоса привел к изменению поведения самих евреев: они ступили на путь раскаяния, и это отвело от них гнев Всевышнего - прекратился мор, от которого успели погибнуть 24 тысячи человек.

Разница между Моше-рабейну и Пинхосом проявляется в общем характере и целях их служения.

Задача Моше - нести Б‑жественный свет в этот мир. Талмуд рассказывает: «Когда Моше родился, весь дом наполнился светом» (трактат «Сота», 12). По природе своей свет не борется с тьмой, не меняет реальности мира темноты, не противостоит злу. Он освещает, и тьма отступает, уступая ему в любом случае. Роль Моше заключается в том, что он получил Тору на горе Синай от Всевышнего и передал ее народу Израиля. «Тора есть свет» - и, благодаря этому Б‑жественному свету, все плохое изгоняется из этого мира.

Пинхос же непосредственно сталкивается со злом и борется с тьмой материального мира. Он находится внизу, на том месте, где происходит святотатство, и делает попытку очиститься от скверны. Пинхос возвышает сынов Израиля из тьмы мира и способствует изменению их сознания к лучшему.

Моше действовал на духовном уровне, в то время как Пинхос совершил физические действия. Моше готов был отдать свою душу за народ Израиля. После греха золотого тельца Моше обращается к Б‑гу со словами: «Если же не простишь ты народ этот, то сотри имя мое из Книги Твоей» (Шмойс, 32: 32). Он жертвует величием своей души ради народа Израиля. В то же время Пинхос подвергал свою жизнь опасности, решившись спасать народ Израиля. В Талмуде говорится, что колено Шимона требовало отмщения крови своего главы, и Пинхос только чудом спасся (трактат «Санѓедрин», 82).

Моше нес свет, действовал на духовном уровне, не боролся с тьмой. Его заступничество за сынов Израиля совершалось посредством вознесения молитвы к Б‑гу, который прощал свой народ в заслугу праотцов и самого Моше, независимо от духовного состояния и положения. Пинхос, имея дело со злом, с телом, с материальным миром - смирил гнев Всевышнего таким образом, что заложил изменения в сознании самих евреев.

Когда искупление народа Израиля осуществляется с помощью молитвы, когда прощение приходит свыше, в мире становится светлее, но он не очищается, в нем не происходит никаких изменений. Когда излияние света прекращается, мир остается таким, каким он был до этого. Во время дарования Торы действительно остановилось осквернение, причиненное человечеству грехом Древа познания, но когда завершилось излияние Б‑жественного света дарования Торы, еврейский народ совершил грех золотого тельца и осквернение вернулось.

Если искупление приходит через чреду внутренних изменений, происходящих среди народа Израиля, тогда мир очищается и возвышается. Это существенные, постоянные изменения, которые затрагивают духовное состояние народа, и оно становиться устойчивым, не подверженным никаким падениям. И Пинхос получил в награду коѓенство, передающееся по наследству, поскольку с его поступка началось раскаяние народа, которое и способствовало постоянному изменению. А так как именно Пинхос принес в мир это вечное изменение, то и награду он получил вечную, которая останется «для него и потомства его после него».

Чему учит нас подвиг Пинхоса? Некоторые евреи предпочитают сосредоточиться на мире духовности, заниматься только изучением Торы и молитвами, и не взаимодействовать с реальным миром. Они живут на духовном уровне и не хотят соприкасаться с внешним миром, помогать ближним, чтобы добиться изменений в них. Эти евреи должны знать, что их подход не верен, потому что не жизнеспособен. Когда человек занимается исключительно духовными вопросами - он на самом деле пребывает в возвышенном состоянии. Но когда он опускается в реальный мир, то нет никаких гарантий, что он будет оставаться на том же духовном уровне и не поддастся разрушительному влиянию этого мира. Поэтому человек обязан наряду с заботой о своей душе и духовной жизни взаимодействовать с окружающей средой, с миром, обращать свое внимание на того, кто немного ниже его духовно, посвятить ему свое время и силы, чтобы подтолкнуть его к живительным для каждой души изменениям.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,08 МБ).

Пинхас, Пинхос, pinchas

Previous post Next post
Up