Канун Шабос главы «Ницовим-Вайелех»
24 элула 5773 года / 30 августа 2013 г.
Из воспоминаний шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхока Шнеерсона: «Эту историю рассказывал рабби Нохум, сын Мителер Ребе («Средний» Ребе - рабби Дов-Бер, второй Любавичский Ребе): «Как-то на оѓеле - святом месте упокоения моего отца - случился пожар. В то время как все занимались его тушением, я пытался спасти Свиток Торы. Все было объято пламенем, и приблизиться к арон койдеш было невозможно. Я стоял, беспомощно опустив руки, глядя на свирепые языки пламени, с ужасом осознавая, что мне придется оставить, не дай Б‑г, Свиток Торы на произвол огненной стихии. Вдруг я увидел отца. Он на мгновенье возник передо мной, держа в руках Свиток Торы и, передав мне его, исчез…»
Как вы думаете, уважаемые читатели, что в первую очередь должна спасать еврейская супружеская пара из охваченного огнем дома? Какая вещь представляет для них наибольшую ценность? С чем они не должны расставаться?
Некоторые скажут: «Свадебный альбом, фотографии детей! Это то, что вы не сможете восстановить!» Другие назовут тфилин, который необходим еврею каждый день… Однако на самом деле одна из самых важных вещей - это ксуба, брачный договор. Почему? Попробуем разобраться.
Ксуба как договор для защиты прав женщины в браке была введена в период Второго Храма по указанию рабби Шимона бен Шетаха, главы Санѓедрина при правлении Александра Яная. В первой ее части свидетели удостоверяют, что жених просил невесту: «Будь мне женой согласно закону Моше и Израиля, а я буду работать, чтобы зарабатывать на нужды дома, и буду почитать тебя, и дам тебе пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей израильских, работающих и почитающих жен своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку». Иными словами, он обязуется обеспечивать свою жену наилучшим образом, как истинный еврейский мужчина. Но самое главное, что ксуба - это обязательство мужчины выплатить жене в случае развода указанную в этом документе точную сумму. Муж дает согласие на то, что эту сумму можно взимать из всего, что ему принадлежит. То же самое произойдет, если женщина, не дай Б‑г, овдовеет: ксуба гарантирует, что у нее в этом случае будут средства к существованию.
Мудрецы постановили, что еврейской женщине запрещено вступать в интимные отношения с мужем, если ксуба не существует, и поэтому этот документ должен быть подписан до хупы. Это не означает, что супружеская пара должна брать ксубу с собой каждый раз, когда они отлучаются из дома. Однако в случае потери или утраты документа во время стихийного бедствия, следует немедля написать новую ксубу.
Почему это так важно? Наши мудрецы считают, что ксуба защищает права женщин и препятствует тому, чтобы мужчина относился легкомысленно к разводу с женой. Если нет ксубы, то некоторые мужья не станут особо раздумывать, решив развестись. Но как только женщина предъявит ему ксубу, напоминая о принятых им на себя обязательствах, многие раздражительные мужья быстро поостынут, осознав, что развод будет им, в прямом смысле, дорого стоить…
Сегодня сумма, которую указывают в ксубе ашкеназские евреи, представляет собой чисто символическую плату: 200 зуз (монета, используемая в Талмуде). Однако есть и такие, которые настаивают на указании в ксубе значительных сумм компенсации женщине в случае развода. Особенно это принято у сефардских евреев, которые считают, что таким образом выражается уважение невесте и ее семье.
Вот пример из жизни. В одном из городов Израиля праздновали две свадьбы в один день - ашкеназскую и сефардскую. И получилось так, что один и тот же раввин был приглашен совершить обряд кидушин на обе эти свадьбы. Сефарды назначили хупу на более ранние часы, и раввин пошел сначала к ним. Когда же ашкеназы приехали за раввином, чтобы отвезти его на свою свадьбу, они обнаружили, что… обряд бракосочетания еще и не начинался! Причиной этого были разногласия между родственниками невесты и семьей жениха по поводу указанной в ксубе суммы. Тогда раввин встал и заявил, что отправляется на вторую свадьбу, и надеется, что, когда он вернется, стороны придут к согласию. Услышав это, спорящие отказались от своих претензий, и жених с невестой пошли к хупе.
Талмуд (трактат «Ксубойс», 66б) рассказывает, что однажды рабби Йоханан бен Закай, глава еврейского народа в период разрушения Второго Храма, выезжал из Иерусалима на осле в окружении своих учеников. Издалека он заметил молодую нищенку, роющуюся в груде мусора в поисках пищи. Узнав рабби Йоханана, она обратилась к нему за помощью. «Чья ты дочь?» - спросил у нее рабби. «Я дочь Накдимона Бен-Гуриона», - ответила она (Накдимон Бен-Гурион был одним из трех самых богатых людей Иерусалима). «Дочь моя, - продолжил свои вопросы рабби Йоханан, - что произошло с богатствами дома твоего отца?». - «Как говорят в Иерусалиме, - ответила она, - хочешь засолить свое богатство - отдай часть его» (соль сохраняет пищу, а чтобы сохранить деньги, их тоже надо «засолить», давая цдоку - жертвуя на благотворительность). «Рабби, - спросила дальше женщина, - ты помнишь, как подписывал мою ксубу?» Рабби Йоханан обратился к ученикам: «Помню ли я? Ведь я не только подписывал ее ксубу, но и зачитывал из нее: миллион золотых динаров обязался дать ее отец, и это еще не считая тех денег, которые давал отец жениха!» - сказал и заплакал…
Мы видим, что в те времена в ксубе указывали действительно большую сумму, которая должна была бы поддерживать женщину, оставшуюся одной по причине развода или смерти мужа. В настоящее время это считается общепринятой нормой. В каждой цивилизованной стране приняты законы о разводе, в дополнение к которым супруги могут заключить брачный договор. Однако более двух тысяч лет назад ни у кого, кроме еврейского народа, не было закона или обычая, защищающего честь и достоинство женщины. Иудаизм распространил по всему миру законы, устанавливающие права женщины в браке.
На этой неделе мы читаем две главы Торы - «Ницовим» и «Вайелех». Иногда их читают вместе, иногда раздельно, но глава «Ницовим» всегда читается в Шабос перед Рош ѓаШоно. В ее начале Моше-рабейну сообщает о союзе, который Всевышний заключил с сынами Израиля: «Все вы стоите сегодня пред Г‑сподом, Б‑гом вашим… Чтобы вступил ты в завет Г‑спода, Б‑га твоего, и в клятвенный обет Ему, который Г‑сподь, Б‑г твой, заключает с тобой сегодня…» (Дворим, 29: 9, 11). Так же, как свадьбу называют заключением брачного союза, во время чего молодые обещают быть верными друг другу вечно, точно так же «брак» народа Израиля с Б‑гом предполагает вечную преданность Творцу. Он заключил завет с нами, мы будем верны ему всегда.
И так же, как на свадьбе пишут ксубу, так и Всевышний («жених») написал ксубу своей «невесте» - народу Израиля. Об этом свидетельстве обязательств, принятых на себя Всевышним по отношению к нам, мы читаем на этой неделе: «Возьмите эту книгу Учения и положите ее при ковчеге завета Г‑спода, Б‑га вашего, и будет там против тебя свидетельством» (Дворим, 31: 26). Всевышний повелел, чтобы мы поместили «ксубу» - Тору - в самом надежном месте, в Святая святых, возле Ковчега Завета, чтобы, не дай Б‑г, ни на минуту нельзя было усомниться в ее существовании.
Особенностью брачного договора между общиной Израиля и Всевышним является тот факт, что в нем не предусматривается возможность развода. Б‑г обещал, что никогда не предпочтет Израилю другой народ. Всевышний, как «супруг», иногда может быть не доволен поведением Своей «жены», может даже наказать ее изгнанием, но еврейский народ навсегда останется «любимой женой» Б‑га.
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (1,16 МБ).