«Виноградник» и «пшеничное поле» Б-га

Aug 15, 2013 16:16


Канун Шабос главы «Ки сейцей»
10 элула 5773 года / 16 августа 2013 г.

Однажды в винном погребе рава Ѓуны прокисли четыреста бочек вина, превратившись в уксус. Друзья посоветовали ему поразмыслить о своем прошлом и понять, что он сделал неправедного, за что Всевышний решил наказать его подобным образом. «Неужели вы подозреваете меня в неблаговидных поступках?!» - удивился рав Ѓуна. На это ему ответили: «Разве Создатель может допустить, чтобы сын Израиля незаслуженно понес убытки?» Он попросил: «В таком случае объясните мне, в чем мои прегрешения, и я исправлюсь!» Друзья сказали, что прослышали, будто рав Ѓуна не дал своему наемному работнику полагающуюся ему по договору часть зарплаты в виде черенков виноградной лозы. «Но ведь этот работник настоящий вор! - возмутился рав Ѓуна. - Он забирает себе все черенки, не оставляя мне почти ничего!» Тем не менее, он решил поделиться с работником виноградной лозой, чтобы не склонять его к воровству. И удача вернулась к нему снова: цена на винный уксус поднялась, да так, что он закончил сезон с большой прибылью! Его успех был настолько ошеломляющим, что с тех пор распространилось поверье: кто увидит во сне рава Ѓуну, тот удостоится чудес…


В нашей недельной главе «Ки сейцей», среди других законов, есть два стиха, упоминающие о привилегиях, которыми, по словам Торы, может воспользоваться наемный работник во время работы на своего работодателя. Первый гласит: «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, то можешь есть виноград досыта, сколько твоей душе угодно, но в сосуды твои не клади» (Дворим, 23: 25). Тора объясняет, что во время сбора винограда, работник волен есть столько, сколько пожелает, пока не насытиться, но не более того (ему запрещено объедаться, уточняет в своем комментарии Раши). Следующий стих (там же, 26) продолжает ту же мысль: «Когда войдешь в хлеба ближнего твоего, то можешь срывать колосья рукою твоей, но серпа не занеси на хлеба ближнего твоего». Раши пишет: «Также и в этом случае Писание говорит о работнике на поле», - о работнике, который жнет пшеницу. Он может собирать колосья и для себя, но только руками; ему запрещается пользоваться серпом или каким-либо другим инвентарем.

Эти законы описывают те дополнительные выгоды, которые получает работник помимо установленной ему работодателем заработной платы. Тора дает ему «бонус» - возможность во время сбора урожая поедать плоды или собирать колосья руками.

Однако порядок следования этих стихов вызывает некоторое недоумение. Виноград стоит гораздо дороже колосьев пшеницы. Так что если Тора хотела сообщить нам, что работнику предоставляется возможность пользоваться плодами в дополнение к зарплате за свою работу, то в первую очередь следовало бы указать на пшеницу, как более дешевый продукт, и только затем написать о позволении есть виноград - более дорогой продукт. Почему же Тора прежде написала о винограднике, а потом уже о пшеничном поле?

В Книге Псалмов сказано: «Возвестил Он слова Свои Яакову, уставы и законы Свои - Израилю» (Теѓилим, 147: 19). Имеется в виду, что Всевышний передал Яакову (народу Израиля) Свое учение - Тору. Из того, что в этом стихе подчеркнуто: «слова Свои, уставы и законы Свои», мидраш делает вывод, что на самом деле Всевышний повелевает нам делать то, что делает Он Сам. Так, что эти заповеди - «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего» и «Когда войдешь в хлеба ближнего твоего» - исполняет и Сам Творец. Работники здесь - мы, народ Израиля. А работодатель - Всевышний, Который дает нам работать на Своих винограднике и поле. От нас требуется только исполнение заповедей - «сбор урожая» винограда и пшеницы для Него, чем мы возвышаем этот мир до уровня Всевышнего.

Тора говорит нам, что, помимо «заработной платы», что Б-г заплатит нам в конце работы - за всю выполненную на протяжении 120 лет жизни работу (это случится в будущем, с пришествием Мошиаха), Он также вознаграждает нас во время работы, позволяя нам насыщаться плодами Его поля и виноградника. Как пишет Рамбам: «За соблюдение законов и заповедей удостоимся мы всех благ этого мира… но эти блага - не истинная награда». Это только обещание Творца, «что если мы будем исполнять написанное в Торе с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о ее мудрости, то Он устранит все, что препятствует нам исполнять ее: болезни, войны, голод и тому подобное. И одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору: изобилием, миром, золотом и серебром, чтобы не уходили все дни наши в заботах о нуждах тела, и были мы свободными, и посвятили себя изучению мудрости и исполнению заповедей, и удостоились жизни в грядущем мире» («Мишне-Тора», «Законы раскаяния», 9: 1).

Основываясь на этой концепции, мы понимаем, почему в Торе стих о винограднике предшествует стиху о пшеничном поле. «Виноградник» и «поле» намекают на символический смысл плодов земли. Пшеница - основной продукт, совершенно необходимый для жизни человека, в то время как виноград не является продуктом первой необходимости, без которого человек жить не может (он предназначен, скорее, для того, чтобы доставить человеку удовольствие). У еврея есть два способа служить Всевышнему в качестве работника: «как на пшеничном поле» и «как на винограднике». Еврей «пшеничного поля» покорно принимает ярмо Небес, но - без инициативы, без эмоций, без радости. Он несет свое тяжкое бремя, и исполняет только возложенные на него обязанности. В отличие от него, еврей «виноградника» делает это с удовольствием, проявляя инициативу, исполняет заповеди наилучшим образом. Такой еврей, конечно, имеет право и на прибавку к зарплате - «есть виноград досыта, сколько… душе угодно». Благодаря его трудам и проявленной инициативе он удостаивается материального вознаграждения и в этом мире. И поэтому Тора сначала пишет о винограднике - она вознаграждает этого еврея материально, чтобы помочь ему исполнять заповеди, и позволяет «есть виноград досыта, сколько… душе угодно».

Затем Тора добавляет, что даже еврей, который служит Творцу по принципу «пшеничного поля», исполняющий заповеди без особого энтузиазма и эмоций, покорно несущий свое бремя, также называется «работником». И этому еврею Тора тоже дает награду и говорит ему: «Можешь срывать колосья рукою твоей». Раз ты работаешь на Всевышнего, то имеешь право на материальное вознаграждение в соответствии с результатами своей работы.

Поскольку «Возвестил Он слова Свои Яакову» (Всевышний исполняет те же заповеди, что и сыны Израиля), то соответственно нашему служению Творцу по указанным выше двум принципам: с одной стороны, через принятие ярма Небес («пшеничное поле»), а с другой стороны - через радость и удовольствие («виноградник»), и особенно в месяц элул, Всевышний наградит каждого из нас полагающимися нам материальными благами, как написано в Торе.

С помощью этого вознаграждения мы сможем достойно подготовиться к празднику Рош ѓаШоно, основная заповедь которого - трубление в шойфар. Еврейские мудрецы считают, что шойфар тоже символизирует эти два вида служения: царскую власть Б-га над нами, выражающуюся в безропотном несении народом возложенного на него ярма (работа «на пшеничном поле»), и совершенствование нашего служения, доставляющее удовольствие Творцу (работа «на винограднике»). Так давайте же будем служить Всевышнему в радости! И тогда «одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору», и запишет каждого из нас в Книгу жизни на хороший и сладкий год и скрепит эту запись печатью, омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,19 МБ).

Ки теце, Ки сейцей, ki seitzei

Previous post Next post
Up