Канун Шабос главы «Воэсханан»
12 менахем-ова 5773 года / 19 июля 2013 г.
Все время, пока поезд натужно преодолевал версту за верстой долгого пути, ребе из Слонима рабби Шмуэль Вайнберг, автор книги «Диврей Шмуэль», сидел в окружении свиты последователей, погруженный в глубокие раздумья. Но вот поезд со скрежетом остановился на какой-то станции, и в вагон поднялся еврей-арендатор (гвир) в сопровождении слуги. Он оглядел вагон, и взгляд его остановился на свободном месте рядом с секретарем ребе, который сидел позади него. Усевшись, гвир обратился к секретарю: «Кто этот человек, сидящий перед нами? Почему он окружен таким множеством людей?» - «Он ребе», - последовал ответ. «А я - внук ребе!» - вдруг громко заявил гвир. Услышав эти слова, рабби Шмуэль обернулся и сказал: «Если это так, то садитесь рядом со мной!» - и хасиды подвинулись, освобождая место.
Рабби Шмуэль начал расспрашивать гвира о его родословной, и тот рассказал, что приходится внуком рабби Меиру, сыну святого ребе из Бердичева. Он гордился своими предками, несмотря на то, что жил жизнью, далекой от своих корней. В последний раз он держал в руках тфилин лет сорок тому назад!
- Я вспомнил интересную историю об отце вашего деда, рабби Леви-Ицхоке из Бердичева, - сказал рабби Шмуэль. - Хотели бы вы ее услышать?
- Почему нет? - ответил гвир и приготовился слушать.
- Еженощно после целого дня, проведенного за карточным столом с обильной выпивкой, проигравшись вдрызг, Янкель возвращался домой, пьяный и несчастный, едва волоча ноги по извилистым улочкам Бердичева. Однажды ночью он повстречал рабби Леви-Ицхока. «Ох, Янкеле, - сказал цадик, - как я тебе завидую!» Янкель вытаращил от изумления глаза: «Вы мне? Завидуете?!» - «Да, Янкеле, - сказал рабби. - Наши мудрецы говорят, что когда человек раскается, его грехи превращаются в заслуги. Если ты встанешь на путь раскаяния, то у тебя будет так много заслуг, что ты поднимешься на гораздо более высокий уровень, чем я». - «О, рабби! - изрек Янкель. - Если это так, то стоит мне подождать еще год, и вы сможете позавидовать мне еще больше, ибо мои грехи за это время умножатся во много раз!..»
А через какое-то время Янкеля поразил тяжелый недуг. Он лежал в своей постели, слабый и немощный, а его жена кинулась к рабби Леви-Ицхоку и умолила его придти к ее умирающему мужу. Придя к больному, рабби спросил: «Янкеле, ты всегда откладывал покаяние на следующий год. Возможно, сейчас время пришло?»
«Я хочу рассказать вам кое-что, рабби, - прошептал Янкель. Он был очень слаб, но его глаза светились решимостью. - Когда я арендовал свой маленький постоялый двор, он был аккуратный и ухоженный. Позже, когда я начал пить и глупо проигрывать все свои деньги в карты, я перестал заниматься постоялым двором. Я даже не заметил, что крыша прохудилась, а стекла в окнах выбиты, и я никогда ничего не ремонтировал.
Однажды зимним утром, когда хозяин арендованного мной постоялого двора был на охоте, внезапно небеса разверзлись, и началась снежная буря. Застигнутый посреди леса врасплох, он направил коня к постоялому двору, предвкушая удобство и тепло, ожидающие его там. Можно представить, как он негодовал, увидев, в каком запущенном состоянии пребывает его имущество! Естественно, хозяин потребовал объяснений. А что я мог сказать? Рыдая, бросился ему в ноги и закричал: «Уважаемый господин! Мог ли я предвидеть такую бурю? Знал ли я, что может быть такая метель?!» Янкель разрыдался. Слабеющим от боли голосом он обратился к рабби: «Эти разгневанные глаза до сих пор стоят передо мной, и его слова не дают мне покоя. Они продолжают звенеть у меня в ушах, пронзая душу, как мечи. «Неужели ты не знал, - закричал он, - что придет день расплаты?!»
И когда крики умирающего, - завершил свой рассказ ребе из Слонима, - когда крики глубокого и искреннего раскаяния достигли Небес, его душа покинула этот мир, и сам рабби Леви-Ицхок свидетельствовал, что Янкель-пьяница оставил этот мир с подлинным покаянием…
Гвир в полной тишине внимал словам рабби Шмуэля. Когда тот вынул тфилин из своей сумки, он, не сказав ни слова, закатал рукав и наблюдал, как раввин обматывает его руку ремешком. И когда ребе предложил ему тфилин в подарок, он не возражал.
А годы спустя, во время путешествия одного из тогдашних спутников ребе из Слонима, к нему подошел пожилой мужчина и спросил: «Ты меня помнишь?» Тот вгляделся в лицо с длинной белой бородой, но не смог вспомнить точно. Тогда незнакомец сказал: «Помнишь - много лет назад один гвир ехал с вами в поезде, и ребе пригласил его сесть рядом с ним? Я тот гвир! Тфилин рабби раздули тлеющие угли моей души, и этот пылающий огненный факел осветил мне путь для возвращения к наследию наших отцов!..»
Ѓафтора к нашей недельной главе «Воэсханан» начинается со слов: «Утешайте, утешайте народ Мой», - говорит Б-г ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнен срок его, что прощена вина его, ибо принял он от руки Г-спода вдвое за все грехи свои» (Ишаяѓу, 1: 2). Глагол «утешайте» повторен два раза. Что это за двойное утешение? На этот вопрос отвечает мидраш «Эйха рабо»: народ Израиля совершил двойной грех, как говорит стих, который мы читали несколько дней назад: «Тяжко согрешила дочь Иерусалима» (Эйха, 1: 8), в результате чего народ Израиля получил двойное наказание: «вдвое за все грехи свои». И поэтому ему полагается также и двойное утешение.
Все положения этого толкования требуют объяснения.
1. Что значит «двойной грех»? Не два греха, но один грех - «двойной». Надо понять, что такое грех «обычный» и что такое грех «двойной».
2. Что значит «двойное наказание»? Неужели они наказаны вдвое больше, чем они заслуживают? Можно ли наказывать вдвойне за грех? Разве это справедливо и разумно?
3. Какая это награда - «двойное утешение»? Если вы утешите кого-то за его страдание, то это всеобъемлющее утешение. Что же такое тогда «двойное утешение»?
4. Здравый смысл говорит нам, что есть прямая связь и определенная последовательность между двойным грехом, двойным наказанием и двойным утешением: за двойной грех они были наказаны вдвойне и удостоились вдвое большего утешения. И надо понять, как именно все это взаимосвязано.
Б-г создал человека в этом мире для конкретной цели, возложив на него определенную миссию. Человек должен соблюдать законы Торы и исполнять ее заповеди, исправлять неправедность материального мир, преображать его в лучший мир, мир света и духовности. И в заслугу за труды по исполнению своей миссии в этом мире человек в конечном итоге удостоится награды Всевышнего. Таков обычный порядок вещей для творения и для человека. Но для того, чтобы у человека была свобода выбора, ему дана возможность по своему желанию исполнять или не исполнять свою миссию в этом мире. Он может решить, что не будет исполнять волю Б-жью, не будет исправлять этот мир. Он может грешить.
Слово хет («грех») имеет два значения. Первое - от слова хисорон («недостаток, невыгодное положение»). Бас-Шева, жена царя Давида, говорит ему, что хочет, чтобы их сын Шломо унаследовал трон после него, иначе «я и сын мой Шломо будем считаться преступниками» (Млохим I, 1: 21). То есть - они окажутся в невыгодном положении. Второе же значение слова хет - обычное: проступок, прегрешение.
Когда человек не выполняет миссии, возложенной на него, когда он не соблюдает законы и заповеди Торы, это может происходить как бы на двух уровнях. Один - это несоблюдение Торы и заповедей, «грех» как недостаток. Он просто не делает свою работу - не исправляет, не очищает и не облагораживает этот мир. Хотя это и есть настоящее прегрешение, но если, кроме того, что он не исправляет и не совершенствует этот мир, это также способствует снижению его духовного уровня, то он портит и уничтожает Б-жье творение - это уже «двойной грех». Таков смысл этого выражения.
Грех всегда будет наказан. Тора наказывает не только ради самого наказания или, не дай Б-г, мести. Цель этих наказаний - очищение, «уборка греховного мусора». Цель - сделать человека таким же чистым и возвышенным, как и до грехопадения. Но иногда Б-г наказывает человека очень сурово - отлучает грешника от выполнения заповедей. Мало того, что Б-г наказывает его за совершенный грех, но Он также заставляет его совершить другое прегрешение! Какова цель этого? Почему Б-г как бы «поддерживает» грешников, препятствуя человеку в соблюдении Торы и заповедей?!
Цель состоит в том, чтобы пробудить в самом человеке больше внутренних сил, чтобы человек с честью выдержал все испытания. Не стоит обманываться тем, что Сам Всевышний якобы «помогает» совершению греха, надо пробудить свои душевные силы для установления глубокой связи с Б-гом, Его Торой и заповедями, чтобы противостоять этому испытанию.
Когда человек служит Всевышнему обычным образом, как от него требуется изначально, исполняя возложенную на него миссию, то, как упоминалось выше, он получает соответствующее вознаграждение за свою работу. Но это вознаграждение ограничено, так как сама работа тоже ограничена. Она не требует от человека мобилизации всех его внутренних сил, ожесточенной борьбы, невероятных усилий. А вот когда человек находится в состоянии «двойной грех», то есть - он не только не выполняет своей миссии («грех» как недостаток), но своим поведением также портит и уничтожает то, что здесь было до него, тогда, чтобы исправить это, он должен пробудить в себе более возвышенные внутренние силы, приложить особые усилия, чтобы работать исключительным образом. И Б-г принуждает его «страдать вдвойне». Это не просто обычное «наказание», которое предназначено для очищения, но более того - Всевышний испытывает грешника, отлучая от выполнения законов и заповедей Торы.
И цель этого отлучения, как говорилось выше, - чтобы человек выдержал испытание и установил глубокую внутреннюю связь с Творцом, пробудил дремлющие духовные силы своей души и преодолел проблемы, которые перед ним возникают. И в результате он также удостоится высшей награды - «двойного утешения». И да будет воля Всевышнего, чтобы уже сегодня мы удостоились двойного утешения: «Утешайте, утешайте народ Мой…» - с приходом нашего праведного Мошиаха!
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (1,10 МБ).