Канун Шабос главы «Беѓаалойсхо»
15 сивона 5773 года / 24 мая 2013 г.
Раввин Авраѓам-Йеѓошуа Гешель славился особой любовью к народу Израиля. В Америке после Второй мировой войны он нес на своих слабых и хрупких плечах боль и страдания многих евреев. Иногда он мог даже всплакнуть, когда слышал о горестях и проблемах других людей. Страдания собратьев были ему намного ближе, чем свои собственные. Он неоднократно подвергал опасности свое доброе имя и достоинство в попытках помочь другим.
Однажды в доме рава Гешеля появился человек, который пережил все ужасы нацизма и был сломлен духовно. Он совсем недавно приехал из Европы и надеялся обосноваться в Америке, но его жене отказали в визе по состоянию здоровья, и она осталась на острове Элис-Айленд в ожидании депортации. Этот человек был безутешен и намекнул, что если его жену депортируют, он, не колеблясь, покончит жизнь самоубийством, не дай Б-г! «Не волнуйтесь, пожалуйста, не волнуйтесь, - умолял рав Гешель. - Уверяю вас, что на следующей неделе ваша жена будет здесь с вами!» Услышав слова праведника, посетитель почувствовал облегчение и ушел, успокоенный заверением раввина.
Рав Моргенштерн, ученик рава Гешеля, который присутствовал при этом, осмелился спросить своего учителя, как тот столь легко мог дать такое смелое обещание. «Но вы же видели, в каком отчаянии был этот несчастный?! - ответил раввин. - Прежде всего, я попытался успокоить его, и, слава Б-гу, мне это удалось. По крайней мере, всю ближайшую неделю он будет чувствовать себя лучше, а через неделю, увидев, что я был неправ, и что его жену депортируют из страны, он скажет: «Авраѓам-Йеѓошуа не настоящий раввин, Авраѓам-Йеѓошуа - лжец. Зато по крайней мере на целую неделю я смог избавить его от душевных страданий!»
Затем рав Гешель взял книгу Псалмов и начал с большим воодушевлением ее читать. Слезы текли по его щекам, когда он молил: «Пожалуйста, Г-споди, пожалуйста, позаботься о том, чтобы сказанное Авраѓамом-Йеѓошуа не было ложью. Я просто пытался помочь евреям в большой беде. Пожалуйста, не дай мне сделаться лжецом…» - так он молился несколько часов, до поздней ночи. И Всевышний услышал его молитвы: женщине было разрешено остаться в Америке, и она воссоединилась со своим мужем…
В нашей недельной главе «Беѓаалойсхо» Тора говорит о пасхальной жертве, которую народ Израиля принес через год после выхода из Египта: «И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай во втором году после исхода из Египта, в первом месяце, так: «Пусть совершают сыны Израиля Песах в его пору назначенную. В четырнадцатый день этого месяца, после полудня совершите его в его пору назначенную. По всем законам о нем и по всем предписаниям о нем совершите его» (Бамидбор, 9: 1-3).
И затем Тора говорит о тех евреях, которые были нечисты в то время, и не могли совершить пасхальное жертвоприношение. Эти сыны Израиля пожаловались: «Почему же лишимся права принести жертву Г-споду?» Их слова были услышаны Всевышним, и благодаря им евреи получили заповедь о Песах шейни («втором Песахе»).
Возникает вопрос: мы читаем главу «Беѓаалойсхо», третью по порядку в Книге Бамидбор. Тора описывает здесь события, которые произошли в месяце нисон, в то время как в начале Бамидбор говорится о том, что было позже: «И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай, в шатре собрания, в первый день второго месяца, во втором году после их исхода из Египта» - это было новомесячье ияра, через месяц после событий, описанных в нашей главе.
Раши объясняет это следующим образом: «Отрывок в начале четвертой книги не был изречен до ияра, второго месяца. Отсюда мы учим, что нет «раннего» и «позднего» в Торе (то есть, порядок повествования не обязательно является хронологическим). А почему четвертая книга Торы не начинается этим разделом? Потому что он содержит нечто предосудительное для Израиля: за сорок лет пребывания евреев в пустыне они принесли только эту жертву Песах» (комментарий на Бамидбор, 9: 1). Следуя логике событий, было бы естественным, чтобы именно рассказ о пасхальной жертве из нашей недельной главы открывал Книгу Бамидбор. И только потому, что в нем содержится «нечто предосудительное для Израиля», рассказ об этом был отложен до главы «Беѓаалойсхо».
Однако требует объяснения само утверждение Раши о том, что евреи могли быть подвергнуты осуждению за то, что сорок лет в пустыне они не приносили пасхальные жертвы. Ведь сам Б-г повелел народу Израиля исполнять эту заповедь только тогда, когда он войдет в Землю обетованную. В недельной главе «Бой» Всевышний, давая заповедь пасхальной жертвы, повелевает: «И будет, когда придете на землю, которую даст Г-сподь вам, как Он говорил, то храните это служение» (Шмойс, 12: 25). Раши толкует этот стих так: «Писание связывает это служение с их приходом в Землю Израиля. В пустыне им вменялось в обязанность только одно пасхальное жертвоприношение, которое они совершили во втором году по велению Превечного». Таким образом, еврейскому народу ясно и однозначно было сказано, что заповедь о пасхальной жертве нужно исполнять только в Земле Израиля, а пасхальное жертвоприношение, о котором говорится в нашей недельной главе, совершается по исключительному указанию Всевышнего. Какое же осуждение может вызвать то, что евреи не приносили пасхальные жертвы в пустыне? Неужели это осуждение может быть настолько серьезно, что из-за него этот отрывок не поставлен в начало Книги Бамидбор, несмотря на то, что он полностью для этого подходит согласно хронологии событий?!
Вопрос становится еще более острым, когда мы, углубляясь в чтение Торы, замечаем, что начало трех книг Пятикнижия - Шмойс, Ваикро, Бамидбор - характеризуется общностью содержания. И более того - в этом однородном материале непосредственно звучит мотив, который постепенно усиливается, - мотив любви к народу Израиля.
Раши в своем комментарии на первый стих Книги Шмойс говорит: «Хотя Писание уже перечислило их (членов семьи Яакова, сошедших в Египет) поименно при их жизни, вновь перечислило их после смерти, тем самым показывая, насколько они были дороги Превечному». В начале Книги Ваикро он утверждает: «Слово «воззвал» (первое в Книге Ваикро) выражает расположение, благосклонность и является обращением, каким пользуются ангелы-служители». А комментируя первые строки Книги Бамидбор, Раши объясняет: «Потому что они были дороги Ему, исчислял их вновь и вновь».
Учитывая вышесказанное, более подходило начать Бамидбор с рассказа о пасхальной жертве из нашей недельной главы, для того чтобы сила любви повышалась от книги к книге. В Книге Шмойс привязанность Всевышнего к народу Израиля проявляется сама по себе. Б-г любит Израиль, поэтому перечисляет их имена снова, тем самым показывая, «насколько они были дороги» Ему. В Книге Ваикро выражается более возвышенная любовь - тем, что Б-г дает сынам Израиля «заповеди, указания и повеления». Хумаш Бамидбор должен выразить еще бо́льшую привязанность - расположение, которое высказано через необычное повеление исполнить заповедь о пасхальной жертве, которую они не обязаны были исполнять в пустыне. Более того, они получили дополнительную заповедь - только потому, что возмутились: «Почему же лишимся права принести жертву Г-споду?» - что является наивысшим выражением любви к ним со стороны Всевышнего!
Но в этом и заключается объяснение, почему именно в главе о пасхальной жертве, где с особой силой выражается расположение Всевышнего к евреям, также находит свое выражение и «нечто предосудительное для Израиля». Их возражение «Почему же лишимся права?..» доказало, что народ способен воздействовать на Всевышнего так, что Он разрешит евреям исполнять заповедь о пасхальной жертве и в месяце ияр. Евреи получили «Второй Песах», но это произошло благодаря требованиям, на которые отважились только немногие из них. А где же были все остальные, весь народ Израиля в течение 40 лет? Почему они не поинтересовались, за что «лишились права» совершать пасхальное жертвоприношение каждый год? Это их совершенно не беспокоило?!
Хотя Б-г и повелел, что эта заповедь должна быть исполнена только по прибытии в Страну Израиля, но она не была непосредственно связана с самой землей, как заповедь о бикурим или десятине. Это было всего лишь указание, которое они не обязаны были исполнять до вступления в Землю обетованную.
Почему сыны Израиля не усвоили урок и не поддержали тех немногих, кто кричал «Почему же лишимся права?..», и чья просьба была выполнена Творцом с удовольствием? Если бы евреи сказали, что им хотелось бы исполнять эту заповедь каждый год, то, конечно, они совершали бы пасхальное жертвоприношение и в пустыне! Всевышний благоволил к ним, почему они не использовали это? Это и есть повод для «осуждения Израиля». Именно об этом Раши говорит: «в нем содержится «нечто предосудительное», ибо «за сорок лет пребывания сынов Израиля в пустыне они принесли только эту жертву Песах». Именно потому, что в этой главе наряду с выражением благосклонности выражается и осуждение сынов Израиля, она не открывает Книгу Бамидбор…
Из этой истории мы узнаём также и о том, насколько велика была преданность глав Израиля своему поколению. Ведь Моше и Аѓарон могли от своего имени попросить у Б-га разрешения совершать пасхальное жертвоприношение в течении всех лет пребывания в пустыне. Если бы они это сделали, то, конечно, получили бы повеление исполнять эту заповедь. Но главы Израиля не думали о личной выгоде и даже о духовном величии, если это может хоть как-то повредить их народу. «Осуждение Израиля» в нашей недельной главе приводится намеком, лишь для того, чтобы научить евреев: если бы Израиль спросил «Почему же лишимся права?..», его просьба могла быть принята Всевышним. Но если бы Моше и Аѓарон так сказали, и их просьба была бы выполнена, тогда «осуждение Израиля» проявилось бы более ясно и четко: вот вы не попросили об этом, а Моше и Аѓарон попросили, они потребовали, и их претензии были удовлетворены! Так что, будучи верными пастырями своего поколения, чтобы не возникло, не дай Б-г, реального осуждения сынов Израиля, они отказались от духовных привилегий, которые могли бы получить, принося пасхальные жертвы в течение 40 лет. Самое главное для них - чтобы осуждение Израиля не выражалось открыто и ясно.
А мы из рассказа о Песах шейни должны уяснить для себя: даже самая простая просьба сынов Израиля принимается Всевышним благосклонно. Поэтому каждый из нас должен все время спрашивать Его: «Ад мосай?! - До каких пор?! Вышли все сроки, и мы хотим истинного и полного Избавления сразу и сейчас!»
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (1.16 МБ).