Канун Шабос главы «Эмойр»
16 ияра 5773 года / 26 апреля 2013 г.
Эту историю рассказал р. Бенцион Райдер:
«В 1967 году, еще до Шестидневной войны, Любавичский Ребе инициировал акцию, которая впоследствии стала первой из асерес мивцоим («десяти кампаний» - акций по усилению соблюдения особо важных заповедей) - возложение тфилин каждому еврею. В это время знакомый спросил меня: «Почему Ребе выбрал тфилин, а не какую-нибудь более универсальную заповедь, такую как соблюдение кашрута?
Позднее в том же году, удостоившись личной аудиенции у Ребе, я передал ему вопрос своего знакомого. Ребе сказал, что две причины побудили его сделать такой выбор. Первая заключается в том, что, по утверждению Талмуда, как только еврей накладывает тфилин, хотя бы раз в своей жизни, он поднимается на более высокую ступень развития еврейского самосознания. Вторая причина, которую назвал Ребе, состояла в том, что «у еврея в Майами, увидевшего фотографии евреев в тфилин у Стены Плача, появляется желание самому надеть тфилин».
В 1974 году мне позвонил один американец, бывший клиент моей аудиторской фирмы, у которого много лет назад был бизнес в Англии. Этот человек жил сейчас в Майами и хотел, чтобы я прилетел туда для обсуждения каких-то деловых вопросов.
Я согласился и через несколько недель прилетел в Майами. Я приехал очень поздно вечером, и мы договорились встретиться на следующее утро за завтраком. Утром партнер моего клиента, опасаясь, что я могу проспать из-за того, что поздно приземлился, пришел, чтобы разбудить меня. Он постучал и не получив ответа - я был в середине молитвы и не мог остановиться - он открыл дверь и увидел меня, закутанным в талес и с тфилин на голове. Ничего не сказав, он вышел из комнаты.
Закончив молиться, я пошел в ресторан, где мы договорились встретиться. Все сели завтракать, но я пил только апельсиновый сок. Бухгалтер моего клиента, тоже еврей, был удивлен, узнав, что я ем только кошерную пищу. Партнер добавил, что рано утром он увидел меня, «одетого в длинное одеяние с какими-то коробочками на голове и руке».
- Ты накладываешь тфилин? - спросил бухгалтер.
- Да! - ответил я. - А ты нет?
- Я не надевал тфилин со дня своей бар-мицвы в Нью-Йорке пятьдесят лет назад, - сказал он. - Но недавно я увидел фотографию евреев в тфилин у Стены Плача, и во мне проснулось желание надеть тфилин на себя… - почти те же слова Ребе сказал мне более семи лет назад!
После встречи он надел тфилин в моей комнате…»
В начале нашей недельной главы «Эмойр» Всевышний повелевает Моше предостеречь коѓенов от прикосновения к мертвым: «И сказал Г-сподь Моше: «Скажи священнослужителям, сынам Аѓарона, и скажи им: «Из-за мертвого не лишит себя чистоты в народе своем» (Ваикро, 21: 1). Тора настаивает на том, что коѓены не должны осквернять себя прикосновением к мертвецам, за исключением только семи ближайших родственников: отец, мать, брат, сестра, сын, дочь и жена. А святость первосвященника настолько велика, что он не должен быть осквернен даже участием в похоронах ближайших родственников.
В мидраше «Шмойс рабо» (30: 9) и Иерусалимском Талмуде (трактат «Рош ѓаШоно, 1: 3) говорится, что Всевышний исполняет сам все то, что Он повелевает исполнять народу Израиля. Талмуд (трактат «Санѓедрин», 39а) рассказывает, что один вероотступник спросил рабби Абаѓу: «Если Б-г - коѓен, то как он очистился после того, как похоронил Моше?» И ответил рабби Абаѓу: «Он очистился пламенем».
Тосефта объясняет, что суть этого вопроса заключалась в том, как Всевышний «очистился», а не в том, что Он «осквернился» при захоронении Моше. «Евреев называют сыновьями Б-га», - сказано в Талмуде (трактат «Шабос», 31а) Согласно Ѓалохе, коѓену разрешено оскверняться ради того, чтобы предать земле своего сына, поэтому Б-г действительно имел право похоронить Моше, и это не было нарушением закона. Подобным образом объясняет книга «Зоѓар» (Эмойр, 89а) то, что при будущем искуплении Б-г осквернится, чтобы спасти всех евреев из изгнания.
Но, видимо, этого предлога недостаточно. Ведь Всевышний является не простым священником, Он - «первосвященник», как сказано в «Зоѓар» (часть 3, 17б). А первосвященник не должен оскверняться даже ради собственного сына. И таким образом снова возникает вопрос: может ли Всевышний «оскверниться», похоронив Моше или избавив народ Израиля от изгнания?
Чтобы понять это, мы должны прояснить суть самого высказывания «Б-г исполняет то, что повелевает нам» и то, что есть на Небесах тфилин и цицис, и сукка, и лулав, и Он может исполнить с ними соответствующие заповеди. Очевидно, что это не следует понимать буквально, и исполнение Всевышним заповедей носит чисто духовный характер.
Дело в том, что когда мы говорим о небесных тфилин, цицис, сукке и т. д., мы понимаем, что они не являются реальными. Они лишь духовное отражение, прообраз заповедей, облаченных в материальные вещи, знакомые нам: тфилин написаны на шкурах животных, сукка сделана из дерева, цицис - из ткани. Эти вещи (точнее заповеди, которые Б-г заповедал нам) существуют на Небесах только в духовной форме.
Более того, эти заповеди в нашем мире существуют только потому, что они существуют Наверху: как известно, все в нашем мире имеет духовный корень, который обеспечивает его существование здесь. Поэтому ясно, что в высших мирах есть тфилин и цицис, сукка и лулав, но имеется в виду не материальное воплощение этих предметов, а их духовная суть, представляющая духовное содержание этих заповедей.
Таким образом, нам становятся понятны слова наших мудрецов, приведенные в Вавилонском Талмуде (трактат «Брохойс», 6а) о том, что Всевышний накладывает тфилин, о шойфаре, в который Он трубит, и т. д. Абсолютно ясно, что это не тфилин, изготовленный из кожи животного, и речь идет не о шойфаре из рога барана. Очевидно, что это абстрактные духовные сущности, однако «исполнение» заповедей происходит как бы так же, как и с нашими земными тфилин и шойфаром.
Конечно, сходство между духовными вещами наверху и материальными внизу существует только в положительном, а не в отрицательном. Если какая-то вещь в этом мире ограничена в некоторых отношениях в силу ограниченности материального мира, то это не означает, что в высших мирах она будет ограничена таким же образом, потому что наверху каждая из этих заповедей не имеет ограничений физического мира.
Теперь нам ясно, почему не спрашивают, как может Всевышний, Который является «первосвященником», оскверниться, занимаясь похоронами Моше или избавлением евреев от изгнания. Запрет ритуально оскверняться прикосновением к мертвым, введенный Торой для первосвященника, свидетельствует о том, что реальная значимость положения первосвященника выше любой нечистоты. Но в этом мире, где существуют ограничения физического тела, может произойти осквернение, не зависящее от уровня возвышенности первосвященника, а связанное с его физическим воплощением. Поэтому он не должен оскверняться.
Хотя истинная сущность статуса первосвященника указывает на Самого Всевышнего, никакое осквернение не может ее коснуться, потому что она выше любой нечистоты. Речь идет только о статусе простого коѓена, к которому непосредственно относятся ограничения ритуальной нечистоты, но не о положении первосвященника. Нет никаких сомнений, что Самого Б-га может коснуться какая-либо нечистота. Всевышний выше любых рамок и ограничений. Он не просто рассматривается как «первосвященник», то есть носитель святости, - Он сам является источником святости для всего мира. Так что Творец может заниматься и захоронением Моше, и избавлением всех евреев из нечистоты этого последнего изгнания, как это произойдет в ближайшее время.
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (752 КБ).