Канун Шабос главы «Масъэй»
27 тамуза 5771 года / 29 июля 2011 г.
В одной из деревень близ города Цанз жил благочестивый еврей, и была у него корчма и постоялый двор. Однажды пришел туда нищий - босой, в рваной одежде, с котомкой за спиной. Хозяин дал гостю поесть и попить и хотел подать ему милостыню, но тот отказался. Корчмарь подумал, что, может быть, гость посчитал его подношение недостаточным, и захотел увеличить сумму, но нищий сказал ему: «Не уговаривайте меня, уважаемый, взять милостыню, потому что я, с Б-жьей помощью, достаточно богат». Корчмарь удивился такому ответу, и тогда гость поведал ему свою историю:
- Я жил в городе Пишт и в окрестных деревнях мне принадлежали поля и виноградники, приносившие приличный доход. Однажды случилось так, что у меня украли крупную сумму денег. Я не знал, кто вор, и заподозрил девушку-сироту, которая работала у меня служанкой. Я вызвал полицию, и ее бросили в камеру в участке. Там полицейские избили ее, пытаясь выудить признание. После избиения девушка заболела и через несколько дней умерла… А примерно через две недели после ее смерти украденные деньги нашлись!
Меня стали мучить угрызения совести: ведь я подозревал невиновную и из-за этого она умерла. Я отправился к святому рабби Меиру из Перемышлян, чтобы он посоветовал мне, как я могу искупить столь тяжелый грех. Праведник сказал мне: «Ты можешь выбрать один из трех путей искупления: умереть; быть больным, прикованным к постели в течение трех лет; или три года скитаться в изгнании, согласно закону о людях, совершивших непреднамеренное убийство». Я не смог принять на себя ни одно из этих наказаний и вернулся к себе домой. Не прошло и несколько дней, как я испытал сильную головную боль, но никому не сказал ни слова. Потом я почувствовал боль во всем теле и был вынужден лечь в постель. Послали за врачом, который осмотрев меня, объявил, что существует угроза моей жизни. Я подумал: «Очевидно, праведник, не дождавшись моего решения, выбрал за меня смертельную болезнь». Я немедленно отправил рабби Меиру письмо с просьбой молиться за меня, а также крупную сумму денег для искупления своей души, Я написал, что если выздоровею, то приеду к нему и буду готов принять на себя любое наказание, какое бы он ни наложил на меня. Рабби Меир помолился за меня, и через несколько недель здоровье вернулось ко мне.
Когда я пришел к праведнику, он сказал: «Умереть у тебя еще есть время, а больным ты уже был, поэтому придется тебе идти в изгнание». Я согласился, и тогда рабби Меир объяснил мне, как я должен вести себя в изгнании: «Все, что у тебя есть сейчас, одежда и деньги, оставь у меня. Отсюда ты уйдешь в старой и рваной одежде. Ты будешь постоянно в дороге, там, где ты будешь спать сегодня, - завтра тебя уже не будет. Ни у кого не проси ни подаяния, ни еды, даже когда очень голоден. Можешь взять только то, что люди сами будут давать тебе из сострадания, но не смей попрошайничать. В течение этих трех лет ты не должен приходить к себе домой. Лишь в конце года можешь отправиться в свой город и, не пересекая городской черты, послать гонца к своей жене, чтобы он принес отчет о состоянии твоего бизнеса. Если ты увидишь, что терпишь убытки, то это даст тебе право вернуться домой (но ты можешь не волноваться - твой бизнес будет процветать). Имей в виду, что все эти три года ты не имеешь права ни на чем ездить и должен всюду ходить только пешком. Когда закончится срок твоего изгнания, придешь ко мне, и я верну тебе все вещи и дам наставления, как ты должен будешь вести себя в дальнейшем».
Я принял прощальное благословение от цадика и, как он повелел мне, пошел скитаться по миру. Вот уже два года я живу именно так. Недавно я услышал, что рабби Меир из Перемышлян умер, и я не знаю, что теперь делать, ведь он наказал мне прийти к нему по прошествии трех лет. И вот мне сказали, что в Цанзе есть хасидский лидер, который тоже считается главой поколения, - святой рабби Хаим. Сейчас я как раз направляюсь к этому праведнику, чтобы спросить, что мне делать…
Теперь вы понимаете, почему я не принял милостыню от вас?!
Выслушав историю гостя, корчмарь решил отправиться вместе с ним в Цанз, чтобы узнать, чем же все закончится. Придя к праведнику, нищий даже не успел задать вопрос, как рабби Хаим сказал: «Возвращайся домой, а по дороге, когда будешь проходить через Перемышляны, посети могилу святого рабби Меира и поведай ему, что рабби из Цанза посчитал достаточным для тебя и двух лет скитаний, так как ты самоотверженно прошел все испытания». Так он и сделал, а потом пошел себе с миром.
…Как известно, Земля Израиля была по велению Всевышнего разделена между двенадцатью коленами. И только колену Леви не был дан удел наравне с другими. Что же все-таки получило колено Леви? Об этом рассказывает нам на этой неделе Тора в главе «Масъэй»: «Повели сынам Израиля, и пусть они дадут левитам от удела владения своего города для жительства и посад к городам вокруг дайте левитам» (Бамидбор, 35: 2). Дальше Тора более подробно разъясняет: «И вот города, какие дадите левитам: шесть городов для укрытия, которые отведете, чтобы туда бежать убийце, и сверх этих дайте сорок два города» (там же, стих 6), то есть левиты получили в общей сложности 48 городов, шесть из которых были городами-убежищами. Тора уточняет: «Три города-убежища дайте по эту сторону Иордана, и три города дайте в Земле Ханаана» (там же, стих 14).
Мы помним из предыдущей главы, что сыны Реувена, Гада и половина колена Менаше попросили у Моше поселиться за рекой Иордан. В ответ Моше обвинил их чуть ли не в предательстве и даже сравнил с разведчиками, о которых рассказывается в главе «Шлах». Как вы помните, они оклеветали перед народом землю, в которую шли евреи. Результатом стали сорокалетние странствования по пустыне, во время которых умерло все то поколение. Из такого сравнения мы понимаем, что Всевышний не хотел, чтобы евреи жили на этой территории. Почему же тогда Он повелел дать левитам три города как раз за Иорданом? Конечно, было необходимо иметь несколько городов-убежищ в регионе, где проживала определенная часть народа. Однако почему было важно, чтобы именно левиты поселились и проживали в этих городах? Ведь мы знаем, что главной задачей сынов Леви было участие в служении в Храме.
Вопрос встанет еще более остро, если мы вспомним, что левиты отличались особой любовью к Земле Израиля и не имели никакого отношения к греху разведчиков. Левиты не послушали их и таким образом выразили свою беззаветную любовь к Святой земле и свое желание войти в нее. Как объясняет Раши в своем комментарии на стих: «Только колена Леви не исчисли…» (Бамидбор, 1: 49): «Святой, благословен Он, предвидел, что всем исчисленным от двадцатилетнего возраста и старше суждено будет умереть в пустыне. Сказал Он: «Пусть же эти не войдут в счет, ибо они принадлежат Мне, ведь они не согрешили поклонением золотому тельцу».
Комментируя стих: «В этой пустыне падут ваши трупы, и все ваши исчисленные при всех счислениях ваших, от двадцатилетнего и старше… Не вы вступите на землю, на которой Я, подняв руку Мою, клятвенно обещал поселить вас» (Бамидбор, 14: 29), Раши снова подчеркивает особое отношение Всевышнего к левитам: «Возраст указан особо, чтобы исключить из общего правила колено Леви, ибо они подлежали счислению не от двадцатилетнего, но в возрасте от одного месяца, (см. Бамидбор, 3: 40) или от тридцати лет (см. Бамидбор, 4: 3).
Почему же в нашей недельной главе Всевышний повелевает некоторым левитам поселиться не на территории Земли Израиля, а за рекой Иордан? Собственно говоря, мы уже ответили на этот вопрос: именно потому, что все колено Леви преуспело в своей любви к Земле обетованной и не было запятнано грехом разведчиков, оно получило специальные наделы по ту сторону Иордана, в качестве примера наследования Эрец-Исроэль в будущем.
Как сказано в комментарии «Сифри» (на Бамидбор, 18: 24), в эпоху Избавления еврейский народ овладеет землями кинеев, книзеев и кадмонеев. И Тора также несколько раз говорит о расширении границ земли Израиля: «Когда расширит Г-сподь, Б-г твой, предел твой, как Он говорил тебе…» (Дворим, 12: 20), «А когда Г-сподь, Б-г твой, расширит твой предел, как клялся Он…» (Дворим, 19: 8). Поселение по ту сторону реки Иордан является как бы подтверждением того, что расширение территории народа Израиля обязательно произойдет. Если это так, то Б-г дал левитам три города за Иорданом, чтобы подчеркнуть ту особую привилегию, которую получили сыны Леви: ощутить вкус наследования всей Земли Израиля в тех пределах, как она была обещана нашим праотцам, и что должно завершиться в грядущем Избавлении.
Итак, вначале Моше-рабейну прочитал нравоучения представителям колен Реувена, Гада и половины колена Менаше, так как подумал, что основная причина, по которой они хотели жить за рекой Иордан, - это богатые пастбища для скота. И поэтому Моше считал нужным доказать им, что суть поселения части еврейского народа в границах, обещанных Всевышним, - это подготовка к будущей эпохе Избавления, когда не только «земли семи народов», но и «земли десяти народов», полностью вся Земля Израиля будет отдана во владение потомкам Авраѓама, Ицхока и Яакова.
Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете
здесь (1,21 МБ).