Канун Шабос главы «Вайехи»
10 тейвеса 5771 года / 17 декабря 2010 г.
В одной хасидской истории рассказывается о том, что когда умер рабби Ашер из Пшедбужа, да будет благословенна его память, на похороны, конечно же, приехал его сын Яаков-Ицхок, известный как «Еврей из Пшисхи». Похороны состоялись в пятницу вечером, так что сын умершего остался в Пшедбуже на Шабос. Все были очень взволнованы визитом праведника, и на субботние трапезы с его участием собралось почти все еврейское население города. К большому удивлению хасидов и ученых евреев в ту Субботу, в первый день после смерти своего отца, Еврей из Пшисхи вел себя так же, как и во все другие Субботы в году. Его лицо светилось подлинной радостью, он говорил перед хасидами слова Торы, и вел себя так, будто ничего не случилось. Его поведение задело жителей Пшедбужа, которые подумали, что кончина отца не слишком уж и тронула сердце сына… На третью субботнюю трапезу, которую устраивают после молитвы Минха, во время особого благоволения Всевышнего, снова собрались все хасиды города, и тогда Еврей из Пшисхи продолжал излучать радость! Однако на исходе Субботы, как только совершили Ѓавдолу, он упал на землю и начал оплакивать своего отца, извергая душераздирающие стоны и вопли. Он лежал много часов на земле и горько плакал, и никакие соболезнования утешавших его знатных людей города не смогли успокоить скорбящего… Так жители Пшедбужа смогли увидеть и почувствовать все величие мужества и меру святости Еврея из Пшисхи, который сдерживал себя всю Субботу, и только после ее окончания дал волю своему горю.
…Несколько лет назад Аляску посетил раввин из штата Коннектикут. Он рассказал тамошнему хабадскому шалиаху рабби Йосефу Гринбергу, что много лет назад был на аудиенции у Любавичского Ребе. Этот раввин когда-то возглавлял большую синагогу в Коннектикуте, и в один прекрасный день к нему пришел раввин Моше Гехт и попросил дать ему список членов общины, к которым он собирался обратиться за помощью в создании еврейской школы в городе. Коннектикутский раввин связал рава Гехта с большим количеством людей, которые пожертвовали деньги на еврейскую школу.
Прошло некоторое время, и рав Гехт снова пришел к нему в кабинет и сказал: «Послушайте, вы очень помогли мне, и я хочу поблагодарить вас. Я хочу сделать что-то для вас. Что я могу для вас сделать?» Раввин ответил: «Я хотел бы, чтобы вы устроили мне аудиенцию с Любавичским Ребе». Рав Гехт замялся: «О, вы задали мне непростую задачу. Я не уверен, что смогу вам помочь, но я сделаю все возможное». Раввин ответил: «Вы меня спросили - я сказал вам о том, чего я на самом деле очень хочу!»
Несколько недель спустя рав Гехт снова появился в кабинете раввина и сообщил, что ему удалось договориться об аудиенции. Раввин из Коннектикута задал Ребе три вопроса. Во-первых, он сказал, что хочет репатриироваться в Израиль, и спросил Ребе, стоит ли ему это делать. Ребе ответил, что в Израиле есть достаточно раввинов, а он нужнее в Коннектикуте, где может принести значительно бóльшую пользу. О своем втором вопросе раввин не рассказал, а третий звучал так: «Есть много групп хасидов: сатмарские, бобовские, гурские, бреславские и другие. И, конечно, Хабад. Так в чем разница между Хабадом и другими хасидами?
Ребе сказал ему, что все хасиды являются последователями Баал-Шем-Това. Они придерживаются многих обычаев Баал-Шем-Това, таких как служение Всевышнему в радости, любовь к каждому еврею и других. Однако Хабад является единственным направлением хасидизма, которое остается верным идее о том, что каждый еврей ценен для Б-га, как единственный сын. Поэтому приближая каждого еврея к Б-гу, Хабад на самом деле продолжает делать то, что начал Баал-Шем-Тов…
В нашей сегодняшней недельной главе «Вайехи» мы читаем о том, как наш праотец Яаков перед смертью благословил своих сыновей и попрощался с ними. Затем мы читаем о царских похоронах, которые устроили Яакову его дети, когда все вместе принесли его гроб в Землю Ханаанскую, и о возвращении Йосефа и его братьев в Египет.
И вот в самом конце главы, на предпоследней странице книги «Брейшис» мы читаем новую историю: «И увидели братья Йосефа, что умер их отец, и сказали они: «Что если возненавидит нас Йосеф и воздаст нам за то зло, что мы причинили ему?» (Брейшис, 50: 15). Братья заметили, что поведение Йосефа по отношению к ним изменилось. Раши объясняет, что пока Яаков был жив, «они привыкли есть за столом Йосефа, он же приближал их к себе из уважения к отцу, а после смерти Яакова больше не приближал их».
Однако братья подумали, что Йосеф все еще ненавидит их, поэтому они послали сыновей Бильѓи, которые всегда были ближе к Йосефу, чтобы те передали ему слова, которые якобы сказал Яаков: «Твой отец заповедал перед смертью своей: прости же преступление братьев твоих и их грех, ибо зло причинили тебе!»
Какова была реакция Йосефа? Тора говорит: «И плакал Йосеф, когда говорили ему».
Почему он плакал? Вспомним все предыдущие случаи, когда Йосеф плакал. Он увидел своих братьев в первый раз после долгой разлуки, встретил Биньямина, открылся братьям, встретился со своим отцом, его отец умер - во всех этих случаях чувства, вызвавшие его слезы, нам вполне понятны. Но почему он плакал сейчас?!
Может быть, здесь уместно было бы вспомнить, что ссора братьев с Йосефом началась из-за снов, которые ему приснились. В этих снах он был лидером, и все они ему подчинялись, что вызвало ненависть братьев и привело к продаже его в рабство. Прошло много лет, и оказалось, что сны Йосефа были вещими, и все, что ему приснилось, сбылось. Поэтому, когда братья пришли в Египет, Йосеф сказал им: «Не вы послали меня сюда, но Б-г! И Он поставил меня правителем над всем Египтом» (Брейшис, 45: 8). Йосеф воспринимает все происходящее как реализацию заранее начертанного плана Всевышнего. И он повторил это несколько раз, ибо видел во всем происходящем волю Всевышнего и осуществление завета между частями расчлененных животных, когда Б-г пообещал Авраѓаму: «Знай же, знай, что пришельцами будут потомки твои на земле, не им принадлежащей» (Брейшис, 15: 13). И именно это обещание начинает осуществляться прямо на глазах Йосефа и его братьев!
И теперь, когда прошло семнадцать лет с тех пор, как Яаков с семейством спустился в Египет, и тридцать девять лет после продажи Йосефа, братья приходят и говорят «Если возненавидит нас Йосеф…» Они по-прежнему находятся в начале истории, как будто не было всех этих лет. А между тем Йосеф за это время стал властителем мира, он спас мир от голода - а они «застряли» в плену у старой ссоры! Йосеф плакал о том, что его братья не видят общей большой картины мира, не понимают, что спустились в Египет не потому, что они продали его в рабство, но потому, что это часть процесса, который начался с Авраѓама и реализуется у них на глазах. Задача Йосефа и его братьев - принять наследие Авраѓама, продолжать его путь. В чем он состоит? Как сказано про Авраѓама: «И возгласил он там Имя Г-спода, Б-га вселенной» (Брейшис, 21: 33) Талмуд объясняет: «Угощая в своем шатре проходящих мимо путников, Авраѓам после трапезы говорил им: «Благословите Того, чью пищу вы ели! Думаете, вы ели принадлежащее мне? Принадлежащее Тому, Кто молвил - и мир явился к бытию, вы ели» (трактат «Cота», 10а).
А братья Йосефа, вместо того чтобы воспользоваться возможностью распространять веру в единого Б-га среди миллионов египтян, что было истинной целью спуска сынов Израиля в Египет, поселились в земле Гошен (лучшее место во всем Египте) и пользовались всеми ее благами, как сказано: «И будете есть тук земли!» (Брейшис, 45: 18). Раши объясняет: «Тук» везде означает лучшее, отборное». Только один Йосеф остался верен пути Авраѓама. Тем, что «Имя Б-га было на его устах», он постоянно напоминал всем о Создателе мира.
В Кабале есть понятие «собирание искр святости». В каждом творении есть Б-жественная искра, которая оживляет и делает его сущим. Пока мы не отдаем себе отчет в том, что все было создано Б-гом, эта искра находится «в изгнании». Когда же человек признает, что все было создано Б-гом, он «высвобождает» эти искры из плена. Например, когда еврей произносит благословение над стаканом воды, он показывает, что вода на самом деле была создана Б-гом, и тем самым благословляет искру святости, которая есть в воде, и возвышает ее. Сыны Израиля сошли в Египет, чтобы собрать разбросанные там искры святости и приобщить египтян к служению Создателю.
Чему это учит нас? Каждый раз, когда еврей отправляется в путешествие, будь то деловая поездка или туристический тур, он должен всегда иметь в виду, что бизнес или туризм - это только повод. Реальная причина, по которой Всевышний отправляет его в другую страну, - собирание искр святости: напомнить другим людям о существовании Творца, и чтобы «Имя Б-га было у всех на устах».
Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете
здесь (1,42 МБ).