Канун Шабос главы «Хукас»
6 тамуза 5770 года / 18 июня 2010 г.
В рамках строительства еврейского общинного центра в Одессе несколько недель назад было завершено бетонирование двух новых бассейнов для мужской и женской миквы. Надеемся, что уже в самое ближайшее время, с Б-жьей помощью, наши прихожане, евреи и еврейки, в этих прекрасно оборудованных помещениях смогут наилучшим образом исполнять заповеди, связанные с ритуальной чистотой… Эту статью я хочу посвятить еврею, благодаря которому построены наши новые миквы, в заслугу его и его семьи.
Миква - это водный резервуар для омовения с целью очищения от разного рода состояний ритуальной нечистоты. Существуют разные способы очищения людей (а также одежды, посуды и других сосудов и предметов) от разных видов ритуальной нечистоты, однако во всех случаях они предполагают окунание в микве - как правило, в конце процесса.
К сожалению, сегодня большинство законов очищения от ритуальной нечистоты не применяются (в первую очередь - из-за того, что у нас нет сейчас Храма). Поэтому из случаев омовения, упомянутых в Торе, сегодня остались только некоторые: омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания периода нида и после родов, а также омовение как часть церемонии перехода в иудаизм. Практикуется также омовение в микве посуды, изготовленной неевреями.
В дополнение к упомянутым в Торе законам погружения в воды миквы, пророки и мудрецы добавили еще несколько. Например, Эзра ввел установление о том, что мужчина не может изучать Тору, пока не совершит омовение в микве. Хасидизм развил это установление, превратил его в ежедневный ритуал: у хасидов принято погружаться в микву каждое утро перед молитвой Шахарис. В других общинах приняты несколько отличающиеся обычаи - евреи там окунаются в микве перед праздниками (особенно перед Йом-Кипуром) и в канун Субботы.
Все законы, касающиеся миквы, заключены в одном единственном стихе Торы: «Только источник и колодец, скопление воды, остаются чистыми…» (Ваикро, 11: 36). Проанализировав каждое слово этого стиха, мы узнаем все главные особенности миквы. Она должна быть наполнена только водой, и никакой другой жидкостью. Эта вода должна вытекать естественным образом из земли - слово «источник» учит нас, что сама вода должна находиться в абсолютно естественном состоянии. «Колодец» для миквы должен быть встроен в землю. Он может быть изготовлен человеком, но вода в него должна поступать без вмешательства человека. Воду нельзя собирать или подавать в микву искусственным путем. Она должна течь прямо из источника (например - дождевая вода). Можно также пользоваться водой из озера или моря, для чего можно использовать все виды желобов и каналов, которые необходимы для того, чтобы естественная вода поступала в микву. Слово «скопление» указывает на то, что вода должна стоять неподвижно, «скопившись» в одном месте.
Современная миква состоит из двух бассейнов: водосборника, наполненного дождевой водой, и бассейна для омовения, в котором находится обычная водопроводная вода. Для решения проблемы замены воды используется одно постоянное «скопление» дождевой воды. Воду меняют только в самом бассейне для омовения. Дождевая вода по специальным ливнестокам с крыши стекает в водосборник, прилегающий к микве. Бассейн водосборника, хотя и наполнен только дождевой водой, не может служить для омовения, так как не позволяет поддерживать необходимую чистоту и гигиену. В стене между двумя бассейнами делается отверстие диаметром около 6 см, посредством которого воды двух бассейнов контактируют между собой, и могут рассматриваться как единое целое. Это дает возможность менять воду в бассейне для омовения каждый день, а иногда и по нескольку раз в день. Однако миква при этом остается скоплением дождевой воды.
Существует еще одна возможность наполнения миквы. Этот способ называется зрия или ѓамшоха. Воду из городской водопроводной сети пускают по выкопанному в земле каналу глубиной около 30 см, ширина которого около 10 см. Вода, «просеянная» таким образом через землю, поступая в бассейн миквы, считается кошерной. Следует убедиться, что бóльшая часть воды в яме кошерна (дождевая или после предыдущей ѓамшохи). Когда яма заполняется на 40 сеа (мера объема; согласно различным мнениям - от 250 до 1 тыс. литров), вода в ней становится кошерной, при условии, что она не выливается наружу. Сегодня используют оба способа заполнения миквы.
Есть еще одно правило, которого надо строго придерживаться при строительстве миквы. Вода в ней должна стоять неподвижно. Иными словами, всякое ее перемещение или течение недопустимо. Если в микве обнаружена утечка воды, она становится непригодной к пользованию, поскольку вода в ней «течет», а не «скапливается». Поэтому при строительстве миквы особое внимание следует уделить гидроизоляции дна и стен бассейнов.
У хасидов Хабада принято строить миквы так. Выкапывают глубокую яму и делят ее посередине на две части при помощи цементного перекрытия. Таким образом, получается два бассейна: верхний и нижний. Разделительное перекрытие представляет собой дно верхнего и потолок нижнего бассейна. Верхний бассейн предназначен для омовения, а нижний является водосборником-хранилищем дождевой воды. Очень важно бетонировать верхнюю и нижнюю части миквы вместе, потому что в противном случае может возникнуть опасность течи на стыке двух бассейнов, создастся состояние «текучести воды», которое сделает микву непригодной для исполнения заповеди… Конечно, новые миквы нашей общины строятся в соответствии со всеми хабадскими обычаями.
В разделительном перекрытии делается отверстие, которое позволяет проходить человеку, для того, чтобы следить за ямой с дождевой водой. Этот проход обычно имеет плотно закрывающуюся крышку. Во время заполнения крышка удаляется. Помимо этого есть два дополнительных отверстия в форме квадрата со стороной 10 см (в отличие от упомянутого выше круглого отверстия 6 см в диаметре). Они расположены далеко друг от друга, так что если одно случайно закроется, другое остается открытым. Дождевая вода через специальную трубу, которая изготовлена из материала, не подверженного ритуальной нечистоте, поступает в сухой бассейн для омовения, а оттуда в нижнее водохранилище. После наполнения водохранилища, бассейн для омовения наполняется водопроводной водой из трубы, направленной таким образом, что вода течет прямо на отверстие. Поступающая вода (маим шеувим) тут же смешивается непосредственно с дождевой водой из хранилища и становится кошерной. Некоторые считают, что вода в верхнем бассейне не так уж и быстро смешивается с водой нижнего хранилища, поскольку она имеет более низкий удельный вес и относительно высокую температуру по сравнению с водой внизу. Это позволяет предположить, что дождевой воды в микве такой конструкции необходимо гораздо больше, чем в микве с боковым отверстием…
Кстати, в Израиле найдены многочисленные остатки древних микв. Археологические раскопки эпохи Второго Храма показывают, что современные миквы сохранили основные черты микв времен Мишны и Талмуда. Так как все евреи перед посещением территории Храма обязательно должны были совершить ритуальное омовение, в Иерусалиме специально для этих целей были построены многочисленные миквы. А в Первом Храме существовала специальная миква («Соломоново море») - для погружения коѓенов. Также в отдельно расположенной части храмового двора, в северо-западном его углу, находилась миква для омовения прокаженных.
…На этой неделе мы читаем в Торе о том, как покинула наш мир душа одной из самых великих еврейских женщин, наиболее известной руководительницы поколения пустыни - пророчицы Мирьям. Однако Тора сообщает об этом очень скупо, всего в пяти словах: «Там Мирьям умерла, похоронена там…» (Бамидбор, 20: 1). Ни слова не сказано о том, что народ оплакивал ее, как, например, говорится позже, в связи с кончиной Аѓарона: «И оплакивал Аѓарона в течение тридцати дней весь дом Израиля». Не найдем мы здесь и слов восхваления в ее адрес, подобных тем, каких удостоился Моше после смерти. А почему?
Причина подобного отношения становится ясной из следующего за этим стиха: «…и не было воды у народа». Раши объясняет, что все 40 лет странствий по пустыне у евреев был колодец, благодаря Мирьям, а теперь вдруг он исчез. Весь народ Израиля испытывал муки жажды. Нет воды - и все забыли о Мирьям и стали заботиться о себе.
Мидраш рассказывает: Мирьям умерла. Моше и Аѓарон возле нее, а народ Израиля просит воды и не может ее найти. Моше и Аѓарон сидят шиву (неделю траура после смерти) по своей сестре, а в это время к ним пришел весь народ. Моше и Аѓарон увидели несчастные лица своих соплеменников и скрылись от них в Скинии. И тогда Б-г сказал им: «Слуги своего народа, немедленно выходите! Мои сыновья умирают от жажды, а вы оплакиваете умершую?!» Мы видим, что ситуация была настолько критической, что даже Моше и Аѓарон не имели возможности соблюсти все законы траура. Нам становится понятным, почему народу было не до восхваления умершей. Но сегодня, когда у нас, слава Б-гу, есть вода, мы можем найти время, чтобы вспомнить богатую событиями жизнь Мирьям и поучиться на ее примере.
Мирьям родилась в то время, когда египтяне притесняли евреев рабским трудом, поэтому ее имя происходит от слова мар, что означает «горечь» - горечь изгнания. Когда ей было пять лет, ее родители развелись, потому что фараон издал указ топить каждого новорожденного мальчика в водах Нила. Амрам, отец Мирьям, решил, что в таком положении лучше вообще не иметь детей. «И изгнал он жену свою, и все евреи изгнали своих жен» (Талмуд, трактат «Сота», 12а). Но Мирьям убедила его вернуться и снова жить в браке. Она сказала ему: «Отец, твой приговор суровее, чем указ фараона! Фараон приказал уничтожать только мальчиков, а ты лишаешь права на жизнь и мальчиков, и девочек». Амрам был поражен ее словами и вернулся к жене. Тогда и другие евреи вернулись к своим женам.
Талмуд (в трактате «Мегила») говорит, что уже тогда Мирьям была пророчицей. Она сказала, что ее мать родит сына, который спасет Израиль. То есть именно благодаря Мирьям родился Моше. Моше-рабейну, который спас еврейский народ, вывел евреев из Египта и передал сынам Израиля Тору. И все это заслуга его сестры Мирьям. Она уговорила родителей восстановить брак и дать жизнь еще одному ребенку. Она способствовала тому, что евреи вернулись к семейной жизни и на свет появились тысячи еврейских детей!
Талмуд говорит, что когда родился Моше, «весь дом был наполнен светом». Отец поцеловал ее в голову и сказал: «Твое пророчество, моя дочь, исполнилось». Когда через три месяца родители были вынуждены бросить ребенка в реку, отец стал упрекать ее, говоря: «Видишь, нам приходится топить этого ребенка в Ниле! Ничего хорошего не вышло из твоего пророчества!» Но Мирьям была абсолютно уверена в том, что ее пророчество сбудется. Она пошла к реке и издалека наблюдала за опущенным в Нил в корзине младенцем. Когда корзина с ребенком попала к дочери фараона, сестра спасенного Моше предложила привести для него кормилицу из евреек - и привела свою мать Йохевед, которой и поручили вскормить собственного сына! Спасение жизни Моше - это исключительная заслуга Мирьям.
Кроме того, Мирьям сама была акушеркой, в Египте она принимала роды у еврейских женщин вместе со своей матерью. В Книге Шмойс рассказывается о еврейских акушерках Шифре и Пуа. Раши говорит, что это были Йохевед и Мирьям. Они подвергали свои жизни опасности, выступая против повеления фараона и сохраняя жизни еврейским младенцам. «И благоволил Б-г повитухам, и множился народ…» (Шмойс, 1: 16). Мы видим, что Мирьям отдавала всю себя для того, чтобы на свет рождалось как можно больше еврейских детей.
Талмуд в трактате «Таанис» говорит: «Три хороших кормильца были у Израиля: Моше, Аѓарон и Мирьям. И три хороших дара даны были ими: колодец, облако и ман. Колодец в заслугу Мирьям, облако в заслугу Аѓарона и ман в заслугу Моше». Самое простое объяснение заключается в том, что благодаря Мирьям у еврейского народа в пустыне всегда была питьевая вода, в противном случае все умерли бы от жажды. Однако Любавичский Ребе делает одно новое и очень интересное замечание. В своей беседе Ребе говорит, что в дополнение к воде для питья, благодаря колодцу Мирьям, женщины Израиля могли поддерживать чистоту семьи. Этот источник дал женщинам возможность окунуться в микве, так как в пустыне не было других колодцев. Получается, что практически все новое поколение сынов Израиля, родившееся в пустыне и вступившее потом в Землю обетованную, появилось на свет благодаря Мирьям. Мы еще раз убеждаемся, что она всю свою жизнь посвятила благой цели рождения и умножения еврейского народа. И недаром в ее имени помимо слова мар («горечь») заключено и слово маим («вода»).
Внимательный читатель может здесь спросить: «А почему вы не приводите историю, которая не очень лестно характеризует Мирьям?!» Конечно, имеется в виду рассказ из недельной главы «Беѓаалойсхо»: «И говорили Мирьям и Аѓарон против Моше, по поводу жены его…» О чем же на самом деле говорила Мирьям? Она узнала, что Моше-рабейну отдалился от своей жены Ципоры и не живет в семье.
Всевышний разгневался на Мирьям и Аѓарона: «И воспылал гнев Г-сподень на них…» (Бамидбор, 12: 9). Как они могут подвергать критике Моше?! И Мирьям была наказана проказой. Ведь все знают, что цораас (упоминаемое в Торе заболевание, название которого принято переводить на русский язык как «проказа») посылается человеку за то, что он использовал дар речи во зло другим. Любавичский Ребе говорит замечательную вещь: «Мирьям знала, что еврейский народ должен продолжаться через рождение еврейских детей, которые будут заниматься Торой и исполнять ее заповеди. И только так еврейский народ будет увеличиваться и развиваться. Она способствовала рождению еврейских детей в Египте. Мирьям считала, что если у такого отца как Моше и у такой матери как Ципора родится сын, то это принесет большую пользу еврейскому народу».
Мнение Мирьям само по себе было очень верно, хотя и не имело отношения к Моше, поскольку она не учитывала тот уровень святости, на котором находился Моше-рабейну. Однако идея Мирьям о том, что еврейская семья должна иметь как можно больше детей, сама по себе - правильная идея. Ее всегда надо поощрять. Поэтому Б-г наказал Мирьям проказой на семь дней, но весь еврейский народ вместе с Ковчегом завета и Скинией задержался в пути, пока она болела, в знак уважения к ее заслугам.
У Мирьям мы учимся тому, что важной целью еврейского народа является исполнение заповеди «Плодитесь и размножайтесь», рождение как можно большего числа еврейских детей. Несмотря на то, что в случае с Моше это было неуместно, на самом деле это главная жизненная роль каждого. Помните и не забывайте об этом никогда: мы все несем особую ответственность за умножение числа евреев в этом мире!
Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете
здесь (1,4 МБ).