Канун Шабос главы «Кдойшим»
5 ияра 5782 года / 6 мая 2022 г.
Есть немало людей (я думаю, их можно найти в окружении каждого из нас), склонных - как в работе, так и в личной жизни - «сглаживать углы»: не рассказывать всей правды, слегка искажать истинное положение дел, давать другим заведомо неправильные советы, с целью подтолкнуть их в ситуацию, выгодную советчику… Что говорит о таком поведении еврейская традиция?
Надо сказать, что иудаизм не считает «сглаживание углов» таким уж ужасным грехом, а даже иногда преподносит это… как мицву! Рассказывают, что во времена, когда бо́льшая часть еврейского народа жила в Вавилоне, было принято, чтобы в синагоге по Субботам во время чтения Торы стоял переводчик, в обязанности которого входило переводить текст главы на арамейский язык, на котором тогда разговаривали. Рамбам в законах молитвы пишет: «Со времен Эзры принято, что был там для народа переводчик того, что читающий читал в Торе, чтобы понимали смысл вещей». В наше время это не принято, потому что у каждого есть книга, в которой дан перевод на родной язык молящегося. Однако у выходцев из Йемена во время чтения Торы до сих пор каждый отрывок переводят на арамейский. В Талмуде ведется спор о необходимости переводить Тору целиком, и одно из мнений заключается в том, что не стоит переводить всю Тору. Определенные части не стоит особо афишировать и переводить, надо читать их только на иврите, и кто поймет, тот поймет. Например, о грехе золотого тельца. Почему? В трактате «Мегила» говориться: «Чтобы сохранить достоинство Израиля».
Идея о том, что иногда надо что-то изменить, чтобы не заставить кого-нибудь стыдиться, принадлежит… Самому Всевышнему! В главе «Вайеро» после того, как ангелы поведали Авраѓаму, что его жена Сара родит сына, написано: «И засмеялась Сара, говоря: «После того, как состарилась, я помолодею? Да и господин мой стар…» Б‑гу не понравились сомнения Сары, и он сказал Авраѓаму: «Почему это смеялась Сара, говоря: «Подлинно ли рожу, ведь я состарилась…»?» Раши пишет, что Всевышний изменил ее слова ради мира в семье - чтобы Авраѓам не обиделся, что Сара считала его старым. Напомню, что речь идет о человеке, которому почти сто лет. Почему же он должен обижаться на то, что жена считает его старым? И все-таки Всевышний изменил правду - только для того, чтобы сохранить мир между ними.
Да, «сгладить углы» можно в иудаизме, но обратите внимание для каких целей! Мир в семье, любовь мужа к жене, чтобы не обидеть другого человека. И только! А что говорит иудаизм о «скруглении острых углов» в бизнесе или о совете, который дан не на пользу спрашивающего, а для личного блага?
В сегодняшней недельной главе мы читаем об интересной мицве: «Не ставь преграды перед слепым». С первого взгляда она выглядит настолько простой и понятной, что может быть и не стоило писать о ней. Все понимают, что положить камень перед слепым человеком - это преступление. Однако Раши добавляет: «Человеку слепому (то есть не располагающему информацией) в каком-либо вопросе не давай совета, неблагоприятного для него. Не скажи: «Продай свое поле и купи осла», чтобы хитростью отнять у него…»
По Раши, Тора говорит о человеке, который не знает, что делать в определенной ситуации, и приходит посоветоваться с тобой. Ты бизнесмен, он полагается на тебя, на то, что ты разбираешься в этих вопросах. Поэтому он спрашивает, продавать этот бизнес или акции, когда они обесценились, или может лучше подождать. И ты даешь ему совет, а он слушается тебя, потому что доверяет тебе. Ты же вместо того, чтобы посоветовать то, что выгодно ему, его бизнесу, советуешь сделать то, что выгодно тебе. Ведь если он купит эти акции сейчас, их цена на бирже поднимется, и это будет выгодно для тебя, потому что у тебя тоже есть акции этой компании. Или лучше, чтобы он продал акции дешевле, а ты купишь их и таким образом завладеешь компанией, которая на самом деле стоит дороже, чем сейчас котируется на бирже… Так что твой совет хорош не для него, а на самом деле для тебя. Подобные вещи Тора запрещает и подкрепляет запрет словами: «и бойся Б‑га твоего…» - Б‑га, Которому известны думы и намерения твои. Б‑г знает, действительно ли ты хотел помочь другу или намеревался получить какую-то свою выгоду.
Любавичский Ребе спрашивает, почему Раши попросту не говорит, что Тора запрещает ставить препятствие перед слепым, на самом деле слепым - так, как в этом же стихе написано: «Не кляни глухого!», из чего просто понятно, что Тора запрещает ругать человека, который плохо слышит. Почему же только о слепом Раши говорит в переносном смысле, указывая на то, что речь идет об обычном человеке с хорошим зрением, но «слепом», заблуждающемся в каком-нибудь вопросе?
Ребе объясняет, что запрет в его простом смысле уже приведен в главе «Мишпотим»: «Если выроет человек яму… и упадет туда бык или осел, то он обязан заплатить деньги». То есть, нас учат, что запрещено делать так, чтобы даже животное упало, не то, что человек, даже если он не слепой. И уж конечно всем ясно: нельзя, чтобы упал слепой, у которого нет возможности увидеть яму. Так что же нового хочет нам сказать Тора? А если он не слепой, то ему можно упасть, не дай Б‑г?! Именно поэтому Раши вынужден искать более глубокий смысл и говорит, что Тора указывает на слепого в переносном смысле - на человека, не ведающего чего-либо.
Талмуд, развивая эту идею, пишет: «Рабби Натан спрашивает, откуда мы знаем, что нельзя наливать стакан вина назиру? (Назир - человек, давший обет воздерживаться от определенных вещей, в частности, от употребления вина.) Потому что есть заповедь, в которой сказано: «Не ставь преграды пред слепым!» Речь идет о ситуации, когда кто-либо приходит к тебе в гости, и ты знаешь, что он дал обет и ему нельзя пить вино (или он не пьет вина по какой-либо другой причине), и все равно ты подносишь ему стакан вина. Ты не заставляешь его пить, ты только предоставляешь ему такую возможность. Тора говорит: «Не ставь преграды пред слепым!» - так как может случиться, что он не удержится и выпьет вино, тогда и ты будешь нести ответственность за его деяние, ты способствовал его падению.
В талмудическом трактате «Моэд котон» приводится другой пример. В главе «Мишпатим» написано: «И тот, кто злословит своего отца или свою мать, смерти предан будет». Вроде бы, все просто: нельзя ругать родителей! Но мудрецы Талмуда добавляют: «Эта заповедь тоже связана с запретом «Не ставь преграды пред слепым!» - отсюда выводится запрет отцу бить своего взрослого сына». То есть, если отец слишком сурово обращается со своими детьми, доходя до рукоприкладства, то он может спровоцировать в ответ проклятие или, не дай Б‑г, ответный удар. В этом случае отец должен знать, что он несет ответственность за содеянное сыном, он - тот, кто помогает «слепому» (сыну, который отвечает ему ударом или проклятием) упасть. Именно поведение отца становится причиной грехопадения сына.
Третий пример еще более интересен. Талмуд в трактате «Бава меция» говорит: «Сказал рав Йеѓуда от имени Рава: «Каждый, у кого есть деньги, и он одалживает их без свидетелей, нарушает заповедь: «Не ставь преграды пред слепым!» То есть, твой друг пришел к тебе одолжить денег, ему нужна помощь для бизнеса. Ты сразу же вынимаешь деньги, даешь ему и говоришь: «Не надо расписки, не нужно свидетелей, я доверяю твоему слову». Казалось бы, ты делаешь самое что ни на есть благое дело, это наивысшая ступень пожертвования. Ты оказываешь поддержку другу, чтобы он смог содержать себя. Ты веришь ему, полностью полагаешься на него. Ты показываешь этим, что до такой степени дорожишь им и любишь его, что готов помочь ему любой ценой. Приходит Тора и говорит: «Нет! Ты можешь способствовать тому, что этот человек станет вором, так как нет свидетелей». Говорят, что если ты оставишь кошелек с деньгами на столе, то этим ты превратишь честного человека в вора. Ты создаешь ситуацию, при которой даже у честного человека пробуждается желание украсть. И если он украдет, то ты будешь виноват, ты будешь нести ответственность за содеянное!
В том же направлении действует еврейский закон о продаже оружия. Рамбам пишет: «Запрещено продавать любое оружие нечестивым людям или разбойникам. Ни нож, ни железные прутья, ни железные цепи… ни любую другую вещь, которая может причинить вред многим, так как ты окажешь поддержку преступникам и будешь способствовать их падению. Ведь сказано: «Не ставь преграды пред слепым!» Таким образом, если человек продал оружие тому, кто убивал людей, то он тоже ответственен за убийства. И поэтому надо заботиться о том, чтобы был более углубленный контроль над теми, кто собирается покупать оружие. Необходимо проверить не только его прошлое и то, был ли он замечен в противоправных действиях, но также и его душевное состояние…
Талмуд в трактате «Моэд котон» спрашивает: «Откуда из Торы мы знаем, что надо пометить знаком места захоронений? - и приводит ответ: - Абайе сказал: «Из заповеди «Не ставь преграды пред слепым!» Здесь говорится о ситуации, когда, скажем, человек знает, что неподалеку от его дома есть кладбище, но оно не обозначено, как кладбище. Может случиться так, что какой-нибудь коѓен, не зная этого, ступит на захоронение и таким образом нарушит заповедь, согласно которой коѓенам запрещено заходить на кладбище. И если человек, зная все это, не встанет и не пойдет что-нибудь сделать (например, повесить объявление, что это кладбище), то он несет ответственность за содеянное коѓеном. Хотя он будет утверждать, что ничего не делал, не давал никаких советов, не толкал никого что-либо делать, сидел дома и вообще - «Что вы от меня хотите?!», Тора говорит, что человек, который мог помочь ближним и не делает этого, полностью несет ответственность за то, что происходит вокруг него.
Какое же указание из сказанного получаем мы? Еврей, знающий, что вокруг него живут другие евреи, которые знают меньше него, и ничего не делающий, чтобы приблизить их к еврейству, несет ответственность за них. Он не может ограничиться только тем, что воспитывает себя и членов своей семьи. Каждый еврей несет ответственность за всех, кто вокруг него. Этому все годы учил нас Любавичский Ребе: нужно встать и взять на себя ответственность за весь еврейский народ! Нужно помнить, что каждый еврейский ребенок, который не знает Шма, находится на твоей совести. Ты должен позаботиться о том, чтобы приблизить его к иудаизму. Не надейся на других! Прояви себя, сделай что-нибудь сам… Помни: вся ответственность и на тебе!
P. S. Что касается отношения Торы к «округлению острых углов», я хочу отметить несколько основополагающих законов:
1. Любая ложь, высказанная устно или письменно, или выраженная каким-либо другим способом, строго запрещена Торой, как сказано: «Отдались от лжи!»
2. Нельзя считать, что преступление перестает быть преступлением или становится положительным явлением, если многие люди совершают его (как в случае с «маленькой ложью»).
3. Правило о том, что цель не оправдывает средства, является основным в еврейском законе. Оно сформулировано в «Шулхан орухе» словами: «Заповедь не приходит через грех».
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (567 КБ).