Канун Шабос главы «Бой»
5 швата 5782 года / 7 января 2022 г.
23 января 2020 года в ознаменование 75‑й годовщины освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) в Иерусалимском музее «Яд ва-Шем» был проведен Пятый всемирный форум памяти под названием «Помнить о Холокосте: бороться с антисемитизмом», в котором приняли участие около сорока глав государств Европы, Северной Америки и Австралии. Все выступавшие лидеры пообещали вести непримиримую борьбу с антисемитизмом. Некоторые из них предпочли сказать несколько предложений на иврите. Вице-президент США Майк Пенс процитировал молитву «Творящий мир в высях своих». Принц Уэльский рассказал о своей бабушке, которая во время войны спасла еврейскую семью. «Она была «праведницей народов мира», - эти слова принц произнес на иврите. Но самое большое впечатление на присутствовавших произвела речь президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Он начал свое выступление с благословения Шеѓехейону и продолжил на иврите: «Какая милость, какой подарок, что я сегодня могу говорить с вами здесь, в «Яд ва-Шем»!» Затем он продолжил говорить по-английски, а в конце снова произнес благословение Шеѓехейону.
Среди прочего, Штайнмайер сказал: «Спустя 75 лет после освобождения Освенцима я стою здесь перед вами как президент Германии, неся тяжелое бремя исторической вины! Массовое промышленное убийство шести миллионов евреев - самое ужасное преступление против человечества в современной истории - дело рук моего народа, народа Германии. Страшная война, унесшая жизни более 50 миллионов человек, тоже была начата моей страной. Немцы изгоняли людей из их домов, выжигали номера на их руках, пытались обесчеловечить их в лагерях смерти. Немцы планировали эти убийства, немцы способствовали им, и многие, кто лишал жизни других людей, были немцами. Хотел бы я сказать, что мы, немцы, усвоили урок раз и навсегда, но не могу этого сделать в то время, когда ненависть продолжает распространяться. Я не могу сказать этого, когда плюют на еврейских детей на школьных дворах. Я не могу сказать этого, когда только толстая деревянная дверь не позволяет ультраправому террористу устроить в Йом-Кипур кровавую бойню в синагоге города Галле. Конечно, эпоха, в которой мы живем сегодня, - это другая эпоха. Слова - это не одни и те же слова, виновные в преступлениях - не одни и те же люди, но это одно и то же зло. И на это есть только один ответ: никогда больше! Срок немецкой ответственности еще не истек. Мы хотим в полной мере нести эту ответственность, что является основным критерием, по которому мир должен нас оценивать. Мы боремся с антисемитизмом, выступаем против яда национализма, мы защищаем еврейскую жизнь, мы выступаем на стороне Израиля. Германия может быть тем, кем хочет быть, только если она признает свою историческую ответственность!»
Можно сказать, что речь президента Германии до некоторой степени соответствовала критериям покаяния, которое предполагает сожаление о прошлом и принятие обязательств на будущее. Он признал ответственность своего народа и пообещал сделать все для изменения ситуации в дальнейшем…
* * *
В последние недели мы читаем в Торе об Исходе сынов Израиля из Египта. Главный злодей в этой истории - конечно же, фараон, царь Египта. Когда Моше пришел к нему в первый раз со словами: «Так сказал Г‑сподь, Б‑г Израиля: «Отпусти народ Мой» (Шмойс, 5: 1), фараон ответил: «Кто есть Б‑г, чтобы я послушал Его голоса?» (там же, стих 4). Он не хотел признавать, что существует Творец мира. Ничего не изменилось и после первой казни, когда вся вода в Египте превратилась в кровь. А затем, после казни жабами, фараон позвал Моше и попросил: «Молите Г‑спода, чтобы Он устранил жаб от меня и от моего народа, и я отпущу Его народ, чтобы они принесли жертвы Г‑споду» (Шмойс, 8: 4). Кажется, фараон признал силу Всевышнего и раскаялся? Нет, как только ситуация улучшилась, он вернулся к старым привычкам. Во время четвертой казни, нашествия диких зверей, произошла похожая история. На этот раз он позвал Моше и Аѓарона и пообещал им: «Я отпущу вас, и вы принесете жертвы Г‑осподу, Б‑гу вашему, в пустыне, только далеко не уходите. Молите за меня» (там же, стих 24), но опять не сдержал своего слова…
И так продолжалось до самого Исхода из Египта. После огненного града - седьмой казни, кажется, что действительно в фараоне произошла перемена. Он призвал Моше и сказал: «Согрешил я на сей раз, Г‑сподь праведен, я же и мой народ виновны» (Шмойс, 9: 27). На этот раз фараон говорит совсем другим языком, это действительно слова раскаяния. Однако потом он снова пожалел об этом и вернулся «на пути своя».
В нашей недельной главе «Бой» все повторяется вновь. Свершилась восьмая казнь - нашествие саранчи. Фараон призвал Моше и сказал: «Согрешил я пред Г‑сподом, Б‑гом вашим, и пред вами. И ныне, прости же мой грех лишь на сей раз, и молите Г‑спода, Б‑га вашего, чтобы Он отвратил от меня только эту смерть» (Шмойс, 10: 16-17). Но в конце он снова идет на попятный.
Мы видим здесь повторяющееся явление: фараон обещает, что раскается, а потом передумывает и отступает. После казни первенцев он умоляет Моше: «Поднимитесь, выйдите из среды моего народа и вы, и сыны Израиля, и идите, служите Г‑споду, как вы говорили» (Шмойс, 12: 31), а потом добавляет: «…и благословите также меня» (Раши объясняет: «Молитесь за меня, чтобы я не умер, ведь я первенец»). Но даже и тогда он возвращается к старому, как мы узнаем из недельной главы «Бешалах». После того, как сыны Израиля покинули Египет, фараон пожалел об их освобождении и преследовал их до самого моря, чтобы вернуть назад. А потом при рассечении Ям Суф, Тора повествует, как все египтяне утонули, «и не осталось от них ни единого» (Шмойс, 14: 28). И здесь мы узнаем нечто новое. Мидраш «Даас зкейним» утверждает: «Но один остался, и это фараон», - он спасся!
Возникает вопрос: почему фараон выжил? Ведь на самом деле он не раскаялся! И о нем можно сказать словами, которые Алтер Ребе цитирует в книге «Тания» (глава 11): «О них сказали мудрецы: «Грешники полны угрызений совести». Они раскаиваются и снова делают то же самое. Так за какие заслуги он был спасен?!
Некоторые комментаторы объясняют, что фараон спасся, чтобы рассказать миру о произошедших чудесах. Это мнение основывается на мидраше, в котором говорится, что фараон после того, как уцелел во время рассечения Ям Суф, не мог вернуться в Египет - ведь он фактически уничтожил свою страну! А то, что вся армия утонула в море, и только он один остался в живых, вообще выглядело очень подозрительно… И тогда он пошел в Ниневию, которая тогда была очень большим городом, и там рассказал о Б‑ге Израиля и о великих чудесах, которые он видел своими глазами.
Но есть еще одна причина, по которой фараон был спасен. В недельной главе «Исро» на стих «Ибо тем, чем творили зло, они покараны были» (Шмойс, 18: 11) Раши говорит: «Замыслили погубить их водами, и сами от вод погибли». Всевышний судил египтян по принципу «мера за меру»: поскольку они топили младенцев Израиля в Ниле, то и сами утонули в море. Это также причина, по которой фараон не утонул, ведь он сам… спас одного еврейского мальчика, имя которому Моше. Да, вынула короб с младенцем из Нила дочь фараона, но она принесла ребенка в дом своего отца и там вырастила. И в соответствии с мидрашами ребенок вырос на руках у правителя Египта. Следовательно, фараон выжил благодаря тому, что спас Моше-рабейну.
Любавичский Ребе часто повторял, что «мера Добра превышает меру Зла». И если фараон получил такую награду как «мера за меру», то тем более того, кто спасает еврейского ребенка от духовного утопления, кто связывает его с Б‑гом посредством исполнения какой-либо заповеди, Всевышний тоже соответственно вознаграждает: избавляет этого человека от всех бед и несчастий и посылает ему постоянные благословения во всем. Это - один из проверенных еврейских способов достичь успеха, открытый для каждого из нас!
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (879 КБ).