Выразить благодарность - делом

Aug 25, 2021 15:31


Канун Шабос главы «Ки совой»
19 элула 5781 года / 27 августа 2021 г.

В этом месяце израильская команда пожарных прибыла в Афины. Это произошло после того, как правительство Греции обратилось к миру с просьбой помочь справиться с бушующими там пожарами. Израиль был рад возможности оказать помощь. В состав отряда вошли десять офицеров с большим опытом ликвидации крупных пожаров. Они приехали с целью поделиться своим опытом и помочь спасти человеческие жизни. Прибыв в Афины, они побывали в местном Бейс-Хабаде («Доме Хабада»), который возглавляет мой близкий друг раввин Менахем-Мендел Гендель. Поприветствовав гостей, рав Гендель сказал, что отряд пожарных впервые прибыл в Грецию для оказания помощи в пожаротушении, и добавил: «Сегодня вы являетесь посланниками всего народа Израиля! Вы будете проявлять здесь свой профессионализм и преданность делу. Я хочу поздравить вас с тем, что вы можете помочь греческому народу, оказавшемуся в трудном положении перед лицом огромных пожаров в стране». В Израиле все с большим волнением встретили известие об участии израильских пожарных в ликвидации пожаров в Греции. О причине такого особого отношения я расскажу немного позже.

Наша сегодняшняя недельная глава «Ки совой» открывается заповедью о первых плодах - бикурим. В Эрец-Исроэль во времена существования Храма земледелец, выращивая на своем наделе один из семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля, - пшеницу, ячмень, маслины, виноград, инжир, финики и гранаты, - обязан был отметить первые созревающие плоды. А когда плоды вырастали и были готовы к употреблению, он собирал их, укладывал в корзины и вместе со своими соседями-земледельцами отправлялся в Иерусалим, поднимался в Храм. Войдя во внутреннее помещение Храма, каждый паломник, держа корзину на плече, начинал читать специальную благодарственную молитву - Видуй бикурим. Она завершалась такими словами: «И вывел нас Г‑сподь из Египта рукой сильной и мышцей распростертой, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел нас в место это и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. И вот теперь принес я первые плоды земли, которую дал Ты мне, Г‑сподь мой!» (Дворим, 26: 8-10). После этого земледелец передавал корзину с бикурим коѓену.


Какова цель заповеди бикурим? Раши (комментарий на Дворим, 26: 3) объясняет: «[Она в том чтобы показать,] что ты не являешься неблагодарным по отношению к Превечному, Который даровал тебе добрую землю». А по словам Любавичского Ребе: «Это признание того, что благословение Б‑га дарует еврею изобилие зерна и плодов на его поле, и поэтому он приносит Б‑гу… самые первые и лучшие плоды своего поля и благодарит за все Его милости».

Ребе спрашивает: что в этом нового? Ведь еврей постоянно испытывает чувство благодарности к Б‑гу за Его милосердие - за свое здоровое потомство, за пропитание в достатке и так далее. Каждое утро еврей начинает с того, что говорит Мойде ани: «Благодарю Тебя, Царь живой и вечный, за то, что Ты, по милости Своей, возвратил мне душу мою - велика моя вера в Тебя!» Сразу после этого он произносит утренние благословения, в которых подробно благодарит Б‑га за то, что Он вернул ему утром все его силы и способности. Когда мы спим, наши глаза закрыты, зрение не работает, поэтому, когда мы просыпаемся и снова видим мир вокруг себя, мы благодарим Б‑га за это и говорим: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь вселенной, открывающий глаза слепым». Вставая утром, мы можем выпрямиться и начать двигаться. Следует напомнить, что человек - единственное существо в мире, которое ходит прямо, и это отличает его от всех других существ. И поэтому мы благодарим Б‑га: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь вселенной, распрямляющий согбенных». Одно из самых естественных действий, которые человек делает каждое утро - это надевать одежду. Мы благодарим Всевышнего за то, что у нас есть одежда и способность одеваться: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь вселенной, одевающий нагих!». Каждую ночь человек падает на подушку усталым и обессиленным, его веки смыкает сон. И вот через каких-то семь-восемь часов он просыпается свежим и полным энергии. Разве это не прекрасное чудо?! Но мы не восхищаемся им, поскольку для нас это обычное повседневное явление. Если мы осознаем это, то нам непременно захочется поблагодарить за это чудо Всевышнего: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь вселенной, дающий силы уставшему». Ребенок учится ходить - это большая радость для родителей. Они звонят бабушке и дедушке и радостно рассказывают, что ребенок уже сделал первые шаги. И, конечно же, снимают это на видео и отправляют всем родственникам. С другой стороны, есть пожилые люди, которые не могут ходить, и есть больные, кому после долгого пребывания в постели нужна помощь специалиста, чтобы научиться снова ходить. Поэтому, когда мы можем ходить без каких-либо проблем, мы благодарим за это Всевышнего: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь вселенной, направляющий шаги человека». И даже выходя из туалета следует поблагодарить Всевышнего: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь вселенной, Который по мудрости создал человека и сотворил в нем многочисленные отверстия и полости. Открыто и известно престолу славы Твоей, что если бы отворилось одно из них или замкнулось одно из них, нельзя было бы существовать и устоять перед Тобою ни часа. Благословен Ты, Г‑сподь, излечивающий все живое и творящий чудеса».

Таким образом, весь день мы заняты благодарением Творца. Перед едой мы произносим благословение «Выращивающий хлеб из земли», а после читаем Биркас ѓамозон, в котором благодарим Б‑га за то, что Он «питает и кормит всех, творит добро каждому и готовит пищу всем Своим созданиям». Перед тем, как лечь спать, мы снова благодарим Б‑га… На самом деле девяносто процентов текстов Сидура - это молитвы, возносящие хвалу и благодарность Всевышнему за всю Его доброту и милосердие. Ведь даже имя народа Израиля - йеѓуди («еврей», дословно - «иудей») происходит от слова ѓодоа («благодарность»). Как сказала наша праматерь Лея: «Сей раз возблагодарю Г‑спода!» Потому нарекла ему имя Йеѓуда» (Брейшис, 29: 35).

И даже среди других народов, которые верят и признают, что Б‑г является Создателем мира и его властелином, мы находим этот обычай благодарения Б‑га за пищу и другие блага.

И мы возвращаемся к вопросу о том, что особенного в первинках? Ребе объясняет: «В заповеди о первых плодах еврей выражает свою благодарность Б‑гу за изобилие, которое Он дал ему не только словами, но и более убедительно - делом. Он берет первые и лучшие из своих плодов… и приносит их в Храм. То есть каждый день мы говорим, что благодарим, а исполняя заповедь бикурим, мы делаем то, что выражает нашу благодарность. Весь год мы занимаемся разговорами, а раз в году переходим к делу, принося первые плоды и передавая их коѓену».

В декабре 2010 года на Кармеле произошел крупный пожар (также известный как «Кармельская катастрофа»), в результате которого погибли 44 человека, около 17 тысяч были эвакуированы из своих домов и сгорело около 25 км2 леса, несколько миллионов деревьев. С первого дня пожар стал самой тяжелой огненной катастрофой в истории Государства Израиль. Одной из стран, которые помогли Израилю в ликвидации пожара, была Греция, приславшая несколько самолетов для пожаротушения. Израиль был благодарен Греции за это. И вот теперь первый раз Израилю представился случай поблагодарить не только на словах, но и на деле, протянув руку помощи и подставив свое плечо Греции, оказавшейся в трудном положении. Это очень волнительно!

В повседневной жизни мы должны помнить, что недостаточно сказать спасибо, но чтобы действительно поблагодарить кого-то, нам нужны добрые дела. Поэтому у евреев обычай таков: перед тем, как начать молиться каждый будний день, мы жертвуем несколько монет на благотворительность. Накладывая тфилин или исполняя любую другую мицву, мы показываем Б‑гу, что готовы сделать что-то для Него.

…Всего десять дней отделяют нас от Рош ѓаШоно. Нет более подходящего времени, чем это, чтобы доказать делами, что мы не являемся неблагодарными по отношению к Всевышнему и что мы ценим все блага и милости, которыми Он нас осыпает. Существует хасидский обычай, согласно которому каждый добавляет к исполнению еще одну заповедь или полезную привычку. Этим мы показываем Всевышнему, что искренне ценим все, что Он для нас сделал. Тогда Творец также постарается для нас и подарит нам хороший и сладкий год.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (668 КБ).

Ки таво, Ки совой, ki savo

Previous post Next post
Up