Двойное утешение за двойное разрушение

Jul 21, 2021 10:46


Канун Шабос главы «Воэсханан»
14 менахем-ова 5781 года / 23 июля 2021 г.

На этой неделе мы читаем первую из семи Ѓафтор утешения, посвященных будущему Избавлению. Ишаяѓу начинает с призыва Всевышнего утешить Израиль, обращенного к пророкам: «Утешайте, утешайте народ Мой», - говорит Б‑г ваш» (Ишаяѓу, 40: 1). Затем следуют красивые и оптимистичные стихи о будущем, которое нас ожидает: «Каждый дол поднимется, и каждая гора и холм понизятся, и станет крутизна равниной и горная цепь - долиной. И явится слава Г‑сподня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Г‑спода» (там же, стихи 4-5).

И первый вопрос, который возникает при чтении этих стихов: почему в Своем повелении Творец дважды говорит «утешайте, утешайте»? Комментаторы объясняют, что это удвоение призвано обеспечить утешение в каждый из двух переломных моментов. Сыны Израиля были дважды отправлены в изгнание - после разрушения Первого и Второго Храмов, поэтому Третий Храм будет для них двойным утешением. Однако дела обстоят не совсем так, поскольку Третий Храм - это одно утешение за двойное разрушение. И опять непонятно, зачем повторять дважды и где двойное утешение?


На самом деле вопрос гораздо более серьезен и интересен, потому что двойное употребление глагола «утешить» снова появляется в Торе (на этот раз - в Устной), в повествовании об одном из самых трагических периодов еврейской истории. Иерусалим был завоеван римлянами и разрушен до основания. Царство еврейского народа превратилось в прах и пепел, и жители города голодали. Великие мудрецы Израиля были вынуждены склонить голову и отправиться в Рим, чтобы просить о милости и облегчении условий жизни… Талмуд (трактат «Макойс», 24а) рассказывает: «Рабан Гамлиэль, рабби Элазар бен Азария, рабби Йеѓошуа и рабби Акива сошли с корабля в порту, который был на расстоянии ста двадцати миль от Рима, и шли по дороге. И услышали они возгласы ликования, доносящиеся из дворцов Рима. Рабан Гамлиэль, рабби Элазар бен Азария и рабби Йеѓошуа заплакали, но рабби Акива засмеялся. Спросили его мудрецы: «Отчего ты смеешься?» Рабби Акива ответил по-еврейски - вопросом на вопрос: «А вы отчего плачете?» Они сказали: «Эти язычники, поклоняющиеся идолам и совершающие воскурения перед ними, живут в мире и безопасности, а мы - как нам не плакать после того, как Дом Всевышнего сгорел дотла?» Рабби Акива ответил: «Этому-то я и радуюсь: если так Всевышний воздает тем, кто нарушает Его заповеди, то насколько же больше вознаградит Он тех, кто исполняет Его волю!» Но мудрецы не утешились и не вытерли слезы, ибо что в этом утешительного? Разве может радовать то, что в будущем будет хорошо, если сегодня так плохо?!

Далее в Талмуде приводится еще одна история: «Вновь случилось так, что эти четверо мудрецов вместе поднимались в Иерусалим. Когда они дошли до вершины горы Цофим, с которой хорошо видна Храмовая гора, и увидели развалины Храма, то разорвали на себе одежды в знак траура. Когда же приблизились к Храмовой горе увидели лисицу, выбегающую из руин Святая святых. Рабан Гамлиэль, рабби Элазар бен Азария и рабби Йеѓошуа заплакали, а рабби Акива снова засмеялся. Спросили мудрецы рабби Акиву: «Отчего ты смеешься?» - «А о чем вы плачете?» - «В том месте, о котором сказано (Бамидбор, 1: 51): «Посторонний же, который приблизится, да предан будет смерти», ныне лисицы бродят! Как же не плакать нам?» Сказал им рабби Акива: «Потому-то я и смеюсь. Ведь сказано (Ишаяѓу, 8: 2): «И взял я себе верных свидетелей - Урию-коѓена и Зхарью, сына Берехии». Какое отношение имеют друг к другу Урия и Зхарья? Ведь Урия жил во времена Первого Храма, а Зхарья - во времена Второго. Но недаром Писание связывает пророчество Зхарьи с пророчеством Урии. У Урии сказано: «Поэтому из-за вас, как поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим руинами станет, и гора Дома Г‑сподня - холмами лесистыми» (Миха, 3: 12); а у Зхарьи - «Еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима, каждый с посохом своим в руке своей - от глубокой старости» (Зхарья, 8: 4). Пока не исполнилось пророчество Урии, - заключил рабби Акива, - я боялся, что не исполнится и пророчество Зхарьи; ныне же, когда пророчество Урии сбылось, я знаю, что сбудется и пророчество Зхарьи». Воскликнули мудрецы: «Акива, утешил ты нас! Акива, утешил ты нас!»

Эти две истории явно нуждается в объяснениях. Не совсем понятно, почему во втором случае, в отличие от первого, слова рабби Акивы принесли мудрецам утешение? Почему они выразили свои чувства двойным восклицанием? К тому же важно понять, почему рабби Акива вспомнил пророчество Урии «как поле, вспахан будет Сион».

Любавичский Ребе объясняет этот вопрос удивительным образом, проливая свет на моменты бедствий и кризисов в нашей жизни. В первой истории реакция рабби Акивы выразила основное убеждение: «И это пройдет». Этот мир - поезд, у которого есть локомотив и который имеет четкую цель, и поэтому колесо перевернется, и те, кто будут выполнять волю Всевышнего, вернутся к высотам. Затем, когда мудрецы стояли перед развалинами Святая святых, рабби Акива предложил второе утешение. Это был новый революционный подход, поднимающий настроение: добро начинается сегодня, а не завтра или в далеком будущем. Ужасная нынешняя ситуация таит в себе огромные возможности, которые в противном случае не открылись бы… Рабби Акива не был наивным человеком, живущим иллюзиями и убегающим от реальности трагедии разрушения. Кому как не ему знать о несравненной жестокости римлян?! Но он, увидев лису, вспомнил пророчество Урии: «как поле, вспахан будет Сион». Вспашка поля - трудное дело. Если невежественный человек попадет на поле и увидит, как пахарь переворачивает верхний слой почвы, он испугается и воскликнет: «Почему этот человек вредит своему полю? Почему причиняет ему боль и портит его ровный и красивый вид?» Но мудрый человек знает, что вспашка - это первый этап на пути к расцвету. Вспашка создает огромный потенциал для роста, и чем глубже она, тем красивее будет цветение. Рабби Акива намеревался вдохновить своих друзей искать новые возможности в постигшем всех бедствии.

Есть три способа справиться с неприятностями: слабый плачет, сильный изо всех сил пытается поднять голову над водой и ждет, пока пройдет волна, в то время как верующий ищет возможности в существующей ситуации. Он знает, что все, что можно построить с успехом, можно удвоить с неудачей - она позволяет открывать новые двери и создавать возможности, которые мы иначе не смогли бы получить. В этом свете становится более понятен двойной призыв Б‑га «утешайте, утешайте», а также двойной ответ мудрецов «Акива, утешил ты нас! Акива, утешил ты нас!» Первый раз относится к основному пониманию, что «это тоже пройдет» (или, другими словами: пусть сегодня плохо, но завтра будет лучше, чем вчера). Однако второй раз отражает гораздо более глубокое убеждение: добро начинается уже сегодня. Даже то, что завернуто в обертку бедствия - это часть игры, это приглашение к действию иного рода, пробуждающее в нас глубочайшее добро. Дай Б‑г, чтобы мы все смогли его разглядеть!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (879 КБ).

Ваэтханан, vaes'chanan, Воэсханан

Previous post Next post
Up