Пройти через все переходы…

Jul 07, 2021 11:18


Канун Шабос главы «Матойс-Масъэй»
29 тамуза 5781 года / 9 июля 2021 г.

Около месяца назад, во время моего посещения оѓеля Любавичского Ребе в Нью-Йорке, мой шурин раввин Шолом Гринберг, посланник Ребе в китайском Шанхае, рассказал мне удивительную историю. На исходе праздника Швуэс ему позвонила израильтянка, репатриантка из СНГ. Она сказала, что неделю назад ее дядя был найден мертвым в своей квартире в городе Сучжоу, расположенном в получасе езды от Шанхая. Женщина попросила помочь перевезти его тело в Израиль для захоронения. В Китае установлен закон, согласно которому тела умерших сжигают, а пепел хоронят. Только мусульманское меньшинство получило разрешение на традиционный способ захоронения. Что качается умерших иностранцев, то их не только не разрешают хоронить в Китае, но даже пепел отправляют в страну происхождения!

Мой шурин спросил женщину, почему она связалась с ним только сейчас, когда прошла целая неделя со дня смерти ее родственника. Она объяснила, что ее дядя, учитель музыки, жил в Китае один и зарабатывал тем, что давал уроки на дому. Ученики, оказавшись перед закрытой дверью, не сразу поняли, что с ним что-то случилось. Они вызвали полицию только на третий день, когда он снова не открыл дверь. Полицейские, войдя в дом, нашли его уже без признаков жизни. Дядя был гражданином Германии, куда эмигрировал из СНГ. Китайские власти обратились в консульство Германии, чтобы сообщить о его смерти, и немецким властям потребовалась неделя, чтобы найти его родственников в Израиле…

Рав Гринберг сказал ей, что семья должна связаться с компанией по перевозке умерших, которой придется уладить вопрос с необходимыми документами с китайскими властями и привезти тело для захоронения в Израиле. Они выяснили, что стоимость перевозки составляет 20 тысяч долларов, к тому же, поскольку дядя не являлся гражданином Израиля, им придется еще заплатить за могилу. Женщина снова позвонила моему шурину и сообщила, что семья решила позволить китайцам сжечь тело, не дай Б‑г, а пепел отправить в Израиль. Рав Гринберг объяснил ей, что еврейский закон запрещает сжигать тела умерших евреев, поскольку, по словам Любавичского Ребе, «тело существует как будто живое даже после того, что душа покинула его, и пока тело не сгнило полностью, часть души привязана к нему». Женщина расплакалась и сказала, что они очень хотели бы привезти его в Израиль, но не могут позволить себе такие расходы. Мой шурин ответил, что постарается помочь ей с этим.


В дополнение к этому возникла более серьезная проблема. Поскольку закон о коронавирусе в Китае гласит, что тела умерших нельзя перемещать из одного города в другой, тело должно быть кремировано в том самом городе, где человек умер. Когда племянница покойного обратилась в посольство Германии за помощью в получении разрешения на перевозку тела, дипломаты, после получения официального отказа китайских властей, ответили, что, к сожалению, они ничего не могут сделать. Мой шурин просил китайские власти провести обследование покойного на коронавирус, а затем, если ответ будет отрицательный, они могли выпустить тело, но это было уже через две недели после его смерти, и в такой ситуации они не были заинтересованы в проведении анализа.

Рав Гринберг обратился к раввину Йеѓуде Тайхтелю, посланнику Ребе в Берлине, который имеет прекрасные связи с правительством Германии, и попросил его о помощи. Рав Тайхтель связался с МИД Германии, сотрудники которого обратились в консульство в Шанхае и потребовали добиться от китайского правительства разрешения отправить тело в Израиль. После консультаций китайские власти разрешили отправить тело в другой город. Единственным городом, который согласился принять покойного, был Чэнду, расстояние между двумя городами было около двух тысяч километров - почти сутки езды! Оттуда гроб должны были доставить в Пекин, а затем на самолете «Эль-Аль» в Израиль, при полной координации и с помощью израильского консульства в Шанхае.

Тем временем мой шурин искал кого-нибудь, чтобы профинансировать перевозку. Он написал эту историю в WhatsApp в группе посланников на Дальнем Востоке и спросил, знает ли кто-нибудь кого-нибудь, кто был бы готов помочь. Его направили к живущему в Австралии еврею, который был очень чувствителен к таким случаям. Рав Гринберг обратился к нему, и тот сразу же ответил, чтобы ему прислали счета, и он оплатит все расходы. Воистину милосердие в полном смысле этого слова!

Гроб был отправлен на машине в Чэнду, и через несколько дней, когда он наконец прибыл в аэропорт, чтобы быть переправленным по воздуху в Пекин, выяснилось, что оттуда в Пекин летят небольшие самолеты и максимальный вес, который было разрешено взять на борт, не должен превышать 150 кг, а гроб весил 170! В очередной раз были задействованы все связи, оказано давление и было выдано специальное разрешение на подъем гроба в самолет. Гроб наконец прибыл в Пекин, где ожидал рейс «Эль-Аль» в Израиль.

Когда мой шурин решил уточнить последние детали, оказалось, что авиакомпании не разрешили поднимать тело на борт без проверки на коронавирус. Тогда рав Гринберг позвонил в ЗАКА (израильская организация, которая занимается опознанием жертв терактов, ДТП и других несчастных случаев, оказанием первой помощи пострадавшим, проведением поисково-спасательных операций и т. п.) и объяснил, что если не удастся привезти гроб в Израиль, то тело еврея сожгут. ЗАКА активировала свои связи, и «Эль-Аль» получил специальное разрешение на установку гроба в самолете. Однако они пропустили рейс, так как в то время самолеты из Пекина в Израиль летали только раз в неделю. А ночью перед вылетом следующего рейса моему шурину сообщили, что пилоты «Эль-Аль» завтра объявляют забастовку, а это означает, что самолета не будет! После поиска запасных вариантов они передали все документы «Туркиш эйрлайнс», и именно эта авиакомпания в конечном итоге перевезла гроб из Пекина в Турцию, а оттуда в Израиль. Через 42 дня (!) после смерти в Китае еврей был похоронен в Земле Израиля…

* * *

На этой неделе мы читаем две главы - «Матойс» и «Масъэй». Во второй из них рассказывается о 42 переходах, совершенных народом Израиля за сорок лет пребывания в пустыне. Среди них были места, где евреи останавливались на один день, и были такие, где они оставались годами (самая долгая стоянка длилась 19 лет). Но все стоянки были согласно воле Всевышнего: когда евреи видели, что облачный столп движется вперед, они понимали, что должны идти за ним, а когда облако останавливалось - это было место их стоянки. Никто не мог знать, сколько времени продлится очередной переход и где на этот раз Всевышний повелит разбить лагерь.

Любавичский Ребе много раз говорил, что Тора - не книга по истории. Причина, по которой Тора подробно воссоздает все переходы и стоянки в пустыне, заключается в том, чтобы сказать нам, что каждый еврей в своей жизни проходит через подобные 42 перехода. Он должен находиться в постоянном движении, никогда не останавливаться, не довольствоваться своими достижениями, но всегда двигаться вперед. Кажется, что тому еврею, о котором я рассказал в начале статьи, по какой-то причине предстояло пройти 42 перехода на пути к вечному покою в Земле Израиля. Но здесь есть кое-что еще. Тора пишет, что все было по велению Б‑га: люди знали, что не они решают, когда идти вперед, а когда разбивать лагерь.

…Уже много времени мир находится во власти пандемии COVID‑19. Мы снова переживаем то, что пережило поколение пустыни. Никто не знает, что принесет завтрашний день. То мы слышим, что удалось остановить эпидемию, но на следующий день мы узнаем, что показатели заболеваемости снова растут. Каждый час противоречивые новости сводят людей с ума. Одни говорят, что нужно носить маски, а другие - что не нужно. Некоторые специалисты считают, что надо все продезинфицировать перед тем, как вносить в дом, а другие уверяют, что все это ерунда. Откроются ли школы в следующем учебном году, будут ли открыты синагоги в праздничные дни? Одни говорят «да», другие - «нет», но на самом деле никто ничего не знает. Мы видим собственными глазами, что находимся в пустыне - символе материального мира, лишенного какого-либо духовного влияния человека. Следует помнить, что наша задача - преобразование материального в духовное через исполнение заповедей. И справиться с ней мы можем только постоянно двигаясь вперед, как это делали евреи в пустыне: «По велению Г‑спода выступали в путь сыны Израиля и по велению Г‑спода располагались станом» (Бамидбор, 9: 18).

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (857 КБ).

matos-masei, Матойс-Масъэй, Матот-Масъэй

Previous post Next post
Up