Канун Шабос главы «Матойс-Масъэй»
25 тамуза 5780 года / 17 июля 2020 г.
Несколько лет назад врачи одного из медицинских центров Италии провели исследование о действии обезболивающих препаратов в послеоперационный период. Когда пациент приходил в себя после наркоза и начинал чувствовать боль, ему прописывали обезболивающее. Участники эксперимента были разделены на две группы. Одним ввели препарат открыто и сообщили об этом, а другим сделали это так, чтобы они не знали, что принимают обезболивающее. Выяснилось, что те пациенты, которые видели, как врач вводил обезболивающее, сообщили о значительном уменьшении боли и облегчении. Другая группа продолжала жаловаться на боль, и были даже те, кто утверждал, что испытывает такие же боли, что и сразу после операции. В ходе исследования на тех же условиях были также испробованы другие препараты, и результат подтвердился: когда пациент ожидает, что лекарство ему поможет, то препарат оказывает гораздо более эффективное действие, чем у того, кто получает препарат неосознанно.
Аналогичный эксперимент был предпринят для определения того, как влияет на результаты осознанный поход к занятиям фитнесом. Для этого была отобрана группа горничных одной из сетей гостиниц в США. Это были женщины, ежедневно выполнявшие тяжелую физическую работу и никогда не посещавшие фитнес-клубы. Участниц эксперимента разделили на две группы, измерили им кровяное давление, вес и даже определили уровень удовлетворенности работой. Одной группе показали пятнадцатиминутное видео, объясняющее, что физическая работа, которую они выполняют каждый день, соответствует всем правилам фитнеса: они много ходят, выполняют разнообразные движения, напрягают различные группы мышц, потеют и т. д. Поэтому, объяснили им, можно считать, что они на самом деле занимаются фитнесом каждый день. В то же время второй группе об этом ничего не было сказано. Через месяц представителей двух групп снова обследовали. В состоянии тех участниц, с которыми не поделились информацией о соответствии их физической нагрузки на работе и фитнеса, ничего не изменилось. В отличии от них, девушки из второй группы, которые узнали, что их обычная работа на самом деле - отличные физические упражнения, показали существенные изменения в лучшую сторону по всем параметрам. Кровяное давление упало, они похудели и даже сообщили о более высоком уровне удовлетворенности на рабочем месте.
И снова исследователи проверили ту же идею, теперь - на рынке труда. В 2008 году, когда разразился экономический кризис, сотрудникам одной из компаний в США сообщили, что десять процентов из них будут уволены, а остальным придется выполнять их работу. Конечно, все оставшиеся сотрудники оказались в состоянии стресса. Исследователи разделили их на две группы. Одной группе показали свидетельства того, что стресс наносит вред физическому и психическому здоровью, угнетает человека и снижает уровень его работоспособности. А другой группе было сказано прямо противоположное: стресс делает человека еще более бдительным и мотивирует его на успех, благодаря которому можно добиться больших достижений. Месяц спустя проверили обе группы и установили, что каждая из них вела себя в соответствии с полученной ранее информацией. У тех, кто слышал о вреде стресса, снизился уровень продуктивности на работе, увеличилась депрессия и т. д. В то время, как другая группа пребывала в приподнятом настроении и работала лучше, чем в те времена, когда все шло гладко.
Результаты подобных исследований хасидов совсем не удивляют. «Думай хорошо - будет хорошо!» - известное выражение, которое многократно любил повторять Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендел Шнеерсон. Я помню, что однажды на фарбренгене Ребе произнес его очень громким голосом и привел цитату из книги «Зоѓар» (184б): «Низший мир… всегда готов получать… А высший мир… дает ему, сообразно с тем, как он стоит: если он стоит внизу приветливо - так и светят ему свыше, если же он стоит печально - сообразно с этим, ему дают суд».
Кроме того, в одной из своих бесед Ребе приводит свидетельство об этом из Торы. В недельной главе «Шмойс» повествуется о Моше-рабейну: «И вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяжкие труды, и увидел, что некий египтянин избивает еврея из его братьев» (Шмойс, 2: 11). Что сделал Моше? «И оглянулся он по сторонам, и увидел, что нет никого, и поразил египтянина, и спрятал его в песке» (там же стих 12). На следующий день Моше снова вышел из дворца фараона и увидел: «Вот два человека из евреев спорят, и сказал он неправому: «Зачем тебе бить ближнего твоего?» И сказал тот: «Кто поставил тебя… судьей над нами? Не замышляешь ли ты убить меня, как убил египтянина?» И испугался Моше, и сказал: «Истинно, стало известным это» (там же, стихи 13-14). Сразу после этого Тора сообщает: «И услышал фараон об этом, и вознамерился убить Моше» (там же, стих 15). Ребе спрашивает: «Для чего была сообщена эта деталь о том, что Моше испугался того, что «стало известным это»? Ведь этот страх ни к чему не привел, не из-за него Моше убежал в Мидьян, а только после того, как услышал, что фараон все узнал и приказал его убить». Ребе объясняет: то, что Моше боялся за свою душу и не доверился Всевышнему, - именно это поспособствовало тому, что фараон обо всем узнал, и ему нужно было бежать от него! А если бы он полностью полагался на Всевышнего и совершенно не беспокоился о ситуации, в которой оказался, то все могло бы быть по-другому. Если бы Моше был уверен в том, что еврей не будет доносить на него, то всего этого бы не произошло…
Если следовать заключению, что все зависит только от того, что мы думаем положительно, то, может быть, нет необходимости в медицинских услугах, спасателях и т. п., потому что мы сами как бы их «заказываем»? Хочу в этой связи поделиться с вами историей, которая имела место девяносто лет назад, в месяце ов 5689 (1929) года. В подмандатной Палестине произошел целый ряд антиеврейских выступлений и беспорядков, которые переросли в еврейские погромы и жестокие столкновения между арабским и еврейским населением. В пятницу, 17 менахем-ова, разгоряченная подстрекательскими проповедями толпа арабов-мусульман ворвалась в еврейские кварталы Иерусалима. Начались избиения, убийства и мародерство. 19 евреев были убиты, многие синагоги разграблены. На следующий день произошел погром в Хевроне, где жестоко и хладнокровно убивали мужчин, женщин и детей. Затем погромы перекинулись на другие населенные пункты, где проживали небольшие еврейские общины. После недели погромов 133 еврея были убиты и 339 ранены, целые общины уничтожены (кстати, это происходило задолго до Шестидневной войны, до того, как появились претензии об «оккупированных территориях», и до 1948 года; евреев убивали только потому, что они были евреями).
За несколько дней до этого Ребе Раяц (рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе) посетил Святую землю. Когда вспыхнули беспорядки, Ребе уже плыл на корабле обратно в Европу. Ужасные новости о погромах и убийствах в Земле Израиля так сильно повлияли на Ребе Раяца, что ночью у него начались почечные колики. Б‑жественное провидение позаботилось о том, что на том же корабле находился доктор Моше Волох, руководитель и основатель медицинского центра «Шаарей цедек» в Иерусалиме. Этот знаменитый врач лечил Ребе, делал ему обезболивающие уколы. В течение нескольких дней, пока они не прибыли в Европу, Ребе не поднимался с постели из-за слабости. Через некоторое время, когда Ребе стало немного лучше, доктор Волох пришел к нему просить тикун - «исправление». Спросил его Ребе: за что и почему? Врач ответил: «Очевидно, что Ребе, будучи лидером Израиля, в котором многие нуждаются, должен быть здоровым, и поэтому, если бы меня не было на корабле, то естественным образом в мире не было бы никакой причины, чтобы Ребе заболел. Именно тот факт, что я был на корабле, вызвал страдания Ребе. За это я пришел просить исправления».
Итак, врачи и больницы не нужны?! Нет, это не совсем так. На этой неделе мы читаем две главы Торы - «Матойс» и «Масъэй». Во второй из них Тора дает повеление о городах-убежищах. О том, для кого они предназначены, сказано: «Для сынов Израиля и для пришельца, и для поселенца среди вас будут шесть этих городов для укрытия, чтобы бежать туда всякому, убившему человека неумышленно» (Бамидбор, 35: 15). Это место укрытия любого, кто непреднамеренно убил, защищает его от искупителя крови, от того члена семьи, который хочет отомстить за кровь убиенного. Но если мы будем придерживаться концепции «думай хорошо, и будет хорошо», тогда для чего могут понадобиться города-убежища?! Если мы будем оптимистами и будем уверены в том, что никто не убьет своего ближнего ни преднамеренно, ни случайно, тогда нет нужды в городах-убежищах! Тем не менее Тора учит нас, что мы также должны готовиться к плохим ситуациям. Ибо «думать хорошо» не освобождает нас от подготовки к нежелательному исходу дела…
Так где же лежит правильный путь? Однажды я слышал историю о том, как предыдущего Любавичского Ребе спросили об одном тяжело больном человеке, которому один врач поставил оптимистический диагноз, а другой - пессимистический. У Ребе спросили о том, какого врача слушать. Ребе ответил: «Делай, согласно пессимисту, но думай, как оптимист». Похоже на известную поговорку: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему». Это кажется нетрудным, но когда вы думаете об этом, то обнаруживаете, что оно требует серьезной умственной работы, хотя все делается естественным путем. Мы просто не позволяем своим мыслям ввергать нас в беспокойство и ситуации, которые мы не можем контролировать. Мы направляем свои мысли, думая только о хорошем и позитивном. Хасидизм учит нас тому, что позитивное мышление порождает положительную реальность. Когда мы думаем хорошо, мы как бы вынуждаем позитивность проявляться в реальности мира, и это приносит нам добро и успех во всем!
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (899 КБ).