Канун Шабос главы «Беѓаалойсхо»
18 сивона 5779 года / 21 июня 2019 г.
Люди терпеть не могут, когда кто-то вмешивается в их частную жизнь. Например, кому понравится услышать по телефону от своей тещи такие советы: «Я думаю, что ты должен вести себя дома поспокойнее. Мне кажется, ты слишком много работаешь, и это заставляет тебя нервничать». Или наоборот: «Пришло время взять дополнительную работу, чтобы больше зарабатывать, ведь у тебя прибавление в семье». Такое вмешательство вызывает в человеке бурю отрицательных эмоций.
На этой неделе в главе «Беѓаалойсхо» мы читаем об одном из самых значительных моментов в жизни Моше-рабейну: единственный случай, когда он получает прямую похвалу от Всевышнего, так как нигде больше в Торе не восхваляется уникальная личность Моше, не говорится о его мудрости, положительных качествах, приятной внешности или большом богатстве… Происходит это после того, как Мирьям, старшая сестра Моше, с удивлением обнаруживает, что он оставил свою жену: «Мирьям была рядом с Ципорой, когда Моше сообщили, что Эльдад и Мейдад пророчествовали в лагере. Услышав это Ципора сказала: «Горе их женам. Если им нужно пророчествовать, то они отдалятся от своих жен, как мой муж отдалился от меня» (Раши на стих Бамидбор, 12: 1).
Мирьям была особенно чувствительна к случаям отказа от исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь» (вспомним, как в возрасте пяти лет она убедила своего отца вернуться к матери, после чего родился Моше). И в этот раз она решила созвать семейный совет и прояснить этот вопрос. Согласно мидрашу, который приводит Рамбан, Мирьям позвала Аѓарона и самого Моше и попросила его объяснить, как он позволил себе принять такое решение. В конце концов, и она, и Аѓарон удостоились духа Б‑жественного пророчества, и все же они не думали отказаться от исполнения первой заповеди Торы!
И тут происходит нечто необыкновенное. Моше мог ответить: «Моя дорогая сестра, я не вмешиваюсь в твою жизнь, пожалуйста, не вмешивайся в мою». Или: «Мири, Всевышний доверил мне вывести Свой народ из Египта, ты также можешь положиться на правильность моих решений». Но Моше не сделал этого, он сдержал себя, никак не отреагировал, выслушал оскорбление и промолчал. И тут он получает похвалу: «А муж Моше смирен чрезвычайно, больше всех людей, которые на земле», (Бамидбор, 12: 3). Рамбам считает, что этот стих призван объяснить источник стойкости Моше, его способность выслушать и промолчать. Тора показывает, что в истории не было такого явления, как Моше. Можно было затронуть его честь, с пренебрежением отнестись к его решению - и он будет молчать: «Да, они причиняют мне боль, но кто я такой, чтобы обижаться?..» И, конечно, необходимо объяснить, как Моше удавалось сохранять душевное равновесие.
Давайте вспомним, кем был Моше. Это человек, который трижды поднимался к Всевышнему, пребывал там в течение сорока дней, не пил и не ел, учился лично у Самого Творца. Это человек, который противостоял фараону, лицом к лицу столкнулся с Амолеком, с Сихоном и Огом и победил их всех. Моше сорок лет руководил целым народом. Люди, которые достигли гораздо меньшего, теряют голову и начинают превозносить самих себя. Человек, который заработал два доллара, уже говорит о себе от третьего лица и уверен, что мир не выглядел бы так же без него. Когда вы встречаетесь с местным предпринимателем или политиком, вам нужно пройти предварительный курс ораторского искусства, чтобы знать, как говорить с ним таким образом, чтобы, не затронув его достоинства, объяснить ему, что он не знает, о чем говорит… А тут Моше-рабейну, подобного которому нет! Как он сумел проявить спокойствие и скромность даже в таких ситуациях?!
Интересно, что Моше был не одинок в своем смирении. Можно сказать, что это признак великих людей Израиля. Давид - величайший из еврейских царей, завоевал Иерусалим и дошел до Сирии, тем не менее, несмотря на достигнутое им величие, он свидетельствовал: «Не было надменным сердце мое, и не возносились глаза мои, не входил я в великое и для меня недосягаемое» (Теѓилим, 131: 1).
…Около 40 лет назад между одной хасидской общиной в Нью-Йорке и движением Хабад-Любавич разразился серьезный спор. Ненависть была столь велика, что любавичским хасидам было опасно появляться в районе, где жили представители оппонентов. Одна учительница из Хабада работала в школе этой общины. Когда вспыхнули разногласия, директор вызвала ее и объявила, что она уволена. Учительница очень обиделась: это была середина учебного года, она привязалась к своим ученицам и их матерям, любила коллектив, в котором работала. И вот, ее посчитали недостойной работать там! В таком душевном состоянии она вошла в кабинет Любавичского Ребе и излила переполнявшую ее сердце ненависть к своим обидчикам. Она была уверена, что Ребе возмутится тем, что произошло. В конце концов, ненависть была направлена против него лично, а она была всего лишь маленьким солдатом его «армии». Однако Ребе отреагировал по-другому. Он попросил ее выяснить, кто из учительниц будет преподавать в этом классе вместо нее, и проинформировать ее о личном состоянии каждой из учениц. «Сейчас середина учебного года. Пока новая учительница познакомится с каждой ученицей, год закончится. А пострадают от этой истории больше всех девочки», - сказал Ребе.
Любавичский Ребе много раз обращался к этой проблеме, предлагая удивительное объяснение качеству смирения великих мудрецов Израиля и давая нам возможность понять, как мыслят великие люди.
Моше не превозносил себя, потому что не приписывал себе величия. Он прекрасно понимал, что не «сделал себя сам». Никто в мире не смог бы сам стать Моше. Это был Б‑жественный выбор: Всевышний решил возложить корону на его голову, и он стал Моше. Точно так же Б‑г мог выбрать Койраха, и тогда тот был бы руководителем сынов Израиля. Смирение - это не бегство от реальности, это не отрицание того, что мы получили. Это выражение благодарности тем, кто решил дать нам все, что они дали. Смирение - это рациональное признание того, что «у успеха много отцов». Люди не преуспевают просто так. Всегда есть кто-то, кто решил «возложить корону» на их головы. И было много хороших людей, которые помогли им добраться туда, куда они пришли. Более того, смиренный человек помнит, откуда он пришел, куда он идет, и осознает размер задачи, стоящей перед ним. Вместо того, чтобы сосредоточиться на себе и требовать для себя особых привилегий, он понимает прямо противоположное: к чему обязывает его успех и что от него требуется полная реализация своего таланта.
Однажды я встретил еврея, который очень охотно занимался благотворительностью. Я попросил его раскрыть секрет своей щедрости, и он сказал: «У меня есть Партнер, он дает мне 100‑процентный успех и просит только десятину, разве я могу отказать Ему?!» Что это напоминает вам?..
Расскажу историю о короле, который однажды отправился на охоту в лес. Там он встретил прекрасного пастуха. Король завел с ним разговор и удивился глубине его мыслей. Неделю спустя он опять отправился на охоту и снова почувствовал необходимость побеседовать с пастухом. Король был очарован его личностью и решил сделать своим советником. Пастух переехал во дворец, быстро поднимался по служебной лестнице, пока не стал министром финансов. Король доверял ему с закрытыми глазами и никогда не требовал отчета. Старые министры с изумлением и ревностью наблюдали за тем, как бывший пастух становился все ближе и ближе к монарху. Они искали любой повод, чтобы заставить его совершить ошибку. Проще всего им казалось уличить министра финансов в растрате, так как они думали, что бедняк, пришедший из леса и внезапно получивший в свое распоряжение такие суммы денег, не может устоять перед соблазном украсть из казны. Все, что им нужно было сделать, это найти место, где он прятал деньги. Они следили за министром днем и ночью, тайно пробираясь в его дом, пока не обнаружили, что в дальнем углу там была потайная запертая комната, в которую никто не был допущен. Даже члены семьи не входили туда. Только сам министр, возвращаясь из королевского дворца, заходил туда каждый вечер на несколько минут. Они поняли, что наконец-то нашли то, что искали. Они сообщили королю о секретной комнате, и король потребовал, чтобы министр открыл ее. Министр разрыдался, умолял не настаивать, что, конечно, еще больше разозлило короля, который заявил, что сейчас же прибудет со всеми министрами осмотреть комнату. И вот дверь открылась, и они увидели пустую комнату, в одном углу которой стоит стул, а рядом - пастуший посох, сума и рожок. Бывший пастух объяснил: «С того дня, как меня забрали из леса и я начал служить во дворце, я был полон страха, что увлекусь своим высоким положением и начну думать, что все действительно принадлежит мне. И тогда я даже мог бы, не дай Б‑г, украсть огромные деньги, которые проходили через мои руки. Поэтому каждый вечер после работы я прихожу сюда, сажусь на стул, беру свою пастушью сумку и рожок и напоминаю себе, где бы я был сегодня без милости моего короля. Я повторяю снова и снова, что такой же, как все, без каких-либо привилегий, и даже наоборот - с непогашенными долгами за дарованное мне королем доверие…»
В книге «Кесер шем тов» говорится: святой Баал-Шем-Тов сказал, что все опасаются чрезмерной гордости, но он боится чрезмерного унижения, из-за чего человек иногда забывает о силах, которые дает ему Г‑сподь, и о важности своих молитв и просьб. Истинное смирение может прийти только из нашей собственной самооценки. Если мы будем помнить о доверии, которое оказал нам Всевышний, и о Его ожиданиях, что мы будем использовать все свои силы ради Небес, мы можем продолжать делать все, чтобы исправить этот мир и подготовить его к истинному и полному Избавлению. Да придет оно вскоре, в наши дни, омейн!
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (827 КБ).